35 лет назад случилась самая страшная железнодорожная трагедия в истории СССР в Челябинской области
4 июня исполнилось ровно 35 лет со дня крупнейшей железнодорожной катастрофы в истории России и СССР. В ту роковую ночь на перегоне Аша-Улу-Теляк прогремел мощный взрыв, уничтоживший два пассажирских поезда. По разным оценкам погибли от 575 до 645 человек, сотни людей остались инвалидами.
Многих тогда признали пропавшими без вести – огненный смерч был настолько сильным, что превращал живых людей в золу. Все, кто видел воочию происходившее, в один голос уверяют: «Если ад существует, то он был там».
Авария произошла на 1710 километре Транссибирской магистрали, в момент, когда на параллельных путях встретились поезда «Адлер – Новосибирск» и «Новосибирск – Адлер». Сегодня выжившие в катастрофе, а также родные и близкие погибших, называют это место не иначе как «проклятый километр».
В вагонах находились 1284 пассажиров, среди них 67 жителей Башкирии. 11 уроженцев республики погибли на месте, еще 21 – от страшных ожогов в больницах, выжить смогли лишь 35. Люди ехали целыми семьями, с маленькими детьми. Кто-то возвращался из отпуска на Черном море, кто-то напротив, отправился туда, предвкушая беззаботные денечки на пляже.
Причиной взрыва стала утечка на магистральном газопроводе – скопившийся в низине углеводород взорвался и в считанные секунды превратил оба состава в обугленное железо. Позднее один из экспертов назвал силу взрыва и масштаб разрушений сопоставимыми с атомной бомбардировкой Хиросимы – до 12 килотонн в тротиловом эквиваленте. В эпицентре температура достигла тысячи градусов Цельсия, из-за чего сам воздух превращал в пепел все на своем пути.
В память о жертвах, на месте катастрофы в 1992 году был установлен мемориал. Именно сюда вот уже больше трех десятилетий подряд каждый год приезжают родные и близкие погибших, участники ликвидации аварии и просто неравнодушные люди. Катастрофа объединила сотни жителей из 45 регионов России и девяти республик бывшего Советского Союза.
«НЕХОРОШИЙ ТУМАН»
Многие участники ликвидации аварии и эксперты, проводившие расследование, говорили о тех событиях, как о роковом стечении обстоятельств. Первый тревожный сигнал о том, что происходит что-то неладное, заметили вечером 3 июня на Миннебаевском газоперерабатывающем заводе. Оператор на приеме продукта увидел, что в трубопроводе упало давление. Вместо того, чтобы найти причину, он просто передал своим сменщикам команду «немного поддать» – увеличить давление.
Как выяснилось позднее, трубопровод для транспортировки сжиженного газа был изначально построен с нарушениями, да и вообще его корпус был поврежден экскаватором. Образовалась узкая щель длиной почти 1,7 метров, но проблему никто как будто не обнаружил и объект сдали в эксплуатацию.
Как заключила специальная комиссия, причиной утечки газа стала спешка в процессе строительства и «волевое решение» об изменении типа продукта, который транспортировали по трубопроводу. Да, изначально по нему должны были перекачивать нефть. В результате игнорирования утечки на продуктопроводе газ вырвался на поверхность и заполнил низину.
Железнодорожные пути проходили по искусственной возвышенности, на специальной насыпи. Так и получилось, что в момент встречи друг с другом оба пассажирских состава оказались как бы над «озером», наполненным чрезвычайно огнеопасным газом.
– Никакого предчувствия беды в тот день не было. Мы отдохнули в Усть-Катаве, прицепили состав и возвращались домой. Единственное, на что я обратил внимание – нехороший туман, который стелился по земле, – вспоминал спустя много лет после трагедии помощник машиниста поезда «Новосибирск – Адлер» Сергей Васильев.
В июне 1989-го ему было всего 18 лет, он только окончил железнодорожное училище. Тогда Сергей думал, что после этого рейса почти сразу уйдет в армию, но этому не суждено было случиться – в огненном хаосе он получил ожоги 80% тела и три месяца после этого пролежал в больнице.
РОКОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Незадолго до тех самых пассажирских поездов 1710 километр проехали еще несколько составов, машинисты которых докладывали о сильном запахе газа на участке. Однако диспетчеры, принявшие эти сообщение, не решились остановить движение по Транссибирской магистрали. Не смогли или не захотели брать на себя такую большую ответственность.
Еще одно невероятное и трагическое стечение обстоятельств – встреча двух пассажирских поездов именно на этом участке. Дело в том, что «Новосибирск – Адлер» отставал от расписания: у беременной пассажирки прямо в пути начались схватки, и составу пришлось задержаться на станции, подождать, пока ее заберет скорая помощь.
В итоге, «Адлер – Новосибирск» и «Новосибирск – Адлер» встретились именно на перегоне Аша-Улу-Теляк, ныне это Иглинский район Башкирии. Составы почти разъехались в разные стороны, но тут внезапно прогремел взрыв. Примерное время разверзшегося на 1710 километре ада – 01:14.
Что стало причиной возгорания, до сих пор сказать сложно. Может быть, кто-то на ходу выбросил окурок из окна тамбура, а, может, колеса поезда высекли искру. В одно мгновение 38 вагонов с тысячами людей внутри оказались в эпицентре огненного озера. Многих пассажиров и сотрудников локомотивных бригад так и не смогли найти – они превратились в пепел.
Даже спустя 35 лет после трагедии эти цифры вызывают мурашки, а воспоминания выживших в огненном аду – повергают в шок. По официальным данным, 575 человек погибли, 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги. По неофициальны данным, в катастрофе погибли около 780 человек – многие ехали «зайцем», на детей до пяти лет билеты не выписывали. Поэтому и число пассажиров могло быть значительно больше.
Среди погибших 181 ребенок, в том числе девять хоккеистов юниорской команды «Трактор-73» из Челябинска. Ребятам за спортивные достижения выдали путевки на Черное море, при взрыве выжил только один юный хоккеист.
Прогремевший взрыв был настолько сильным, что ударная волна отбросила с путей 11 вагонов так, словно это какие-то игрушки. В центре расположенного в нескольких километрах города Аша выбило стекла с витрин магазинов. На фотографии с вертолета видно, что густой лес полег, как трава под натиском ветра, а в самой низине образовалась гигантская воронка.
Практически сразу после взрыва жители близлежащих деревень бросились на помощь пострадавшим. Они помогали обгоревшим в пожаре людям выбраться из «стального плена» – многие попросту застряли в перевернувшихся вагонах. Всюду крики о помощи и плач.
Подробности трагедии и ее невероятно гигантский масштаб партийные власти поначалу скрывали. По телевизору и по радио лишь сухо отчеканили: под Улу-Теляком произошла железнодорожная катастрофа. К утру 4 июня на место трагедии прибыли высокопоставленные чиновники из Москвы, в том числе генсек КПСС Михаил Горбачев и председатель правительства СССР Николай Рыжков.
Тысячи людей работали быстро и слаженно, помогая раненым и разгребая завалы. По воспоминаниям очевидцев, уже примерно через четыре дня на этом участке восстановили движение поездов. Об истинных масштабах катастрофы жителям Советского Союза стало известно намного позднее, когда выжившие смогли рассказать о пережитом журналистам.
5 июня 1989 года в память о погибших было объявлено днем Всесоюзного траура.
По факту аварии на перегоне Аша-Улу-Теляк возбудили уголовное дело. В ходе следствия выяснилось, что щель в трубопроводе образовалась как минимум за четыре года до трагедии. Проще говоря, взрыв был лишь вопросом времени.
Виновными в крупнейшей железнодорожной катастрофе в истории СССР и России были признаны начальник участка, прораб, мастер и несколько строителей газопровода. Каждого приговорили к двум годам в колонии-поселении. Никому из больших начальников, принимавших объект в эксплуатацию, даже не предъявили обвинения.
Спустя три года после чудовищного взрыва на 1710 километре Транссибирской магистрали в память о погибших был установлен памятник. Два каменных силуэта серого цвета, как напоминание о тех, кто в ту ночь из-за человеческой ошибки и халатности в одночасье превратился в пепел и золу.
Каждый год, 4 июня, к мемориалу приезжают родные и близкие погибших, возлагают цветы. Чтобы мир помнил о трагедии в Улу-Теляке, унесшей жизни сотен и искалечивший души тысяч ни в чем неповинных людей.
Читайте так же
Зимние лагеря в Челябинске и Челябинской области 2025
Сайт Chelmami подготовил для вас обзор детских лагерей, в которые ваш ребенок может отправиться на новогодние каникулы в 2025 году в Челябинске и Челябинской области.
Новогодняя афиша 2024-2025 в Челябинске и Челябинской области. Куда сходить на елку?
Как обычно перед нами встанет вопрос, как устроить своему ребенку по настоящему сказочный праздник? На какое новогоднее мероприятие его сводить в 2025 году? Предложений много, но зачастую билеты на елку лучше покупать заранее. А если ваш ребенок школьник, то возможно вам нужно подобрать мероприятие для целого класса.
Где отметить день рождения ребенка в Челябинске. Рекомендации наших мам
Детский день рождения ребенка всегда великий праздник, который он ждет весь год. Порой мамам приходится находить каждый год что-то новое, чтобы удивить и порадовать детей, сделать праздник незабываемым событием для всех участников торжества. Сайт ChelMami подготовил для вас обзор топовых мест, где можно необычно, весело и с размахом отметить главный праздник года - день рождения.