• Chelmami.ru
  • Обзоры
  • Игры народов Башкортостана. 2 класс "Окружающий мир"
Игры народов Башкортостана. 2 класс "Окружающий мир"

Игры народов Башкортостана. 2 класс "Окружающий мир"


Данный обзор создан в помощь детям для выполнения заданий по предмету "Окружающий мир". Для приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Приобщение к народным традициям через народные игры и забавы.
 
Башкирская народная игра Юрта
 
Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве.
 
Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: «Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»
 
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
 
Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
 
Башкирская народная игра Стрелок
 

Развивающая задача: развивать умение у детей метать мяч.
 
Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Дополнительные рекомендации: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
 
Башкирская народная игра Липкие пеньки
 

Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
 
Организация игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.
 
Дополнительные рекомендации: пеньки не должны вставать с мест.
 
Башкирская народная игра Медный пень
 

Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.
 
Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
 
Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
 
«– Я хочу у вас спросить, Можно ль мне ваш пень купить?»
 
Хозяин отвечает: «– Коль джигит ты удалой, Медный пень тот будет твой».
 
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.
 
Дополнительные рекомендации: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
 
Башкирская народная игра Палка-кидалка
 

Развивающая задача: Развивать внимание, ловкость. Упражнять детей в метании предмета вдаль. Воспитывать взаимовыручку.
 
Организация игры: Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.
 
Считалкой выбирают пастуха. Выработка правила с детьми: пастухом становится тот, кто первым (или последним) был обнаружен.
 
Дополнительные рекомендации: начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.
 
Башкирская народная игра Мөйөш алыш (Уголки)
 

Организация игры: По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит  к сидящим и задает каждому вопрос:
 
- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
 
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
 
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
 
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»
 
4 играющий отвечает: «Воды нет»
 
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.
 
Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».
 
Башкирская народная игра Аҡ тирәк, күк тирәк (Белый тополь, синий тополь)
 

Организация игры: Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»
 
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».
 
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?»
 
Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед».
 
Первая команда просит: «Дайте нам сахар».
 
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
 
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».
 
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
 
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.
 
Башкирская народная игра Букән ҡайыш (Поймай воробья поясом)
 

Организация игры: Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст:
 
«Лето прошло, осень пришла,
 
Утки улетели, гуси улетели.
 
Соловьи пропели.
 
Ворона стой! Воробей лети!»
 
Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.
 
Правила: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети».
 
Башкирская народная игра Энә менән еп (Иголка и нитка)
 

Организация игры: Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.
 
Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.
 
Башкирская народная игра Бесәй менән сысҡан (Кот и мыши)
 

Организация игры: Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:
 
«Котик вышел погулять,
 
Серых мышек поймать.
 
Сейчас догоню, схвачу и проглочу»
 
После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.
 
Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в домике.
 
Башкирская народная игра Бүре менән ҡуян (Волк и зайцы)
 

Организация игры: Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:
 
«Белый заяц, мягкий заяц
 
В гости к нам пришел.
 
Ушки - длинные.
 
Короткий хвост».
 
На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.
 
Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.
 

Текст: ChelMami
Метки

Читайте так же

Как подготовиться и как встречать 2023 год?

Встреча Нового года – важный ритуал. Как встречать 2023 год, Черного водяного кролика? Как провести его «правильно», чтобы остались только хорошие впечатления? В преддверии года Кролика будем следовать кроличьим принципам. Рассказываем, как.

Продумываем образ на новогоднюю ночь – вместе с «Галамартом»

Любой женщине хочется выглядеть безупречно на праздничной вечеринке: все мы знаем, что умелый макияж способен подчеркнуть достоинства, скрыть недостатки и в целом придать уверенности в себе. Встречать Новый 2023 год, символом которого является кролик, лучше всего в неброских спокойных цветах, без вычурности и эксцентричности: считается, что кролику по нраву естественность. Это касается и макияжа: умеренность и элегантность – то, что нам нужно!

Всех новорожденных в России с 2023 года будут обследовать на 36 врожденных заболеваний

Правительство РФ запускает программу расширенного неонатального скрининга. С 2023 года он будет проводиться по всей стране, изменения утверждены председателем правительства Михаилом Мишустиным.

Комментарии (0)