• Chelmami.ru
  • Обзоры
  • Как придумать сказку для ребенка и вместе с ребенком
Как придумать сказку для ребенка и вместе с ребенком

Как придумать сказку для ребенка и вместе с ребенком

                                               

Хотите сами сочинить ребенку сказку, а возможно научить ваших детей самих придумывать волшебные сказки? Прочитайте полное руководство по сочинению детских сказок, которое для вас подготовил сайт chelmami.ru, и сделать вам это будет легко и просто.
                                                    
Большинство сказок развиваются по схожему сценарию. Происходит неожиданное событие, которое дает главному герою определенную цель. Персонажу приходится преодолевать раздичные препятствия, чтобы добиться желаемого. Враги упорно вставляет ему палки в колеса, а помошники помогают преодолеть трудности. Всему этому способствуют волшебные предметы и события. В конце сказки персонажа ждет  вознагрождение, а их противников наказание за зло.

                     

                           

Шаг 1.  Определитесь какая мораль вашей будущей истории?

                                

                                    

Все мы знаем, что сказка должна учить чему-то хорошему и из нее должен быть извлечен моральный урок. Пожалуй, это главная ценность сказки вашего сочинения – вы сами выбираете, какой урок хотите преподать ребенку.

                              

Вы можете взять за основу проблемы, с которыми сейчас сталкивается ваш ребенок. Либо обратить внимание на качества, которых ему на данный момент не хватает.

                                               

Это могут быть:

  • застенчивость;
  • страхи;
  • отсутствие друзей и сложности в общении со сверстниками;
  • слишком маленький рост и слабость на фоне более крепких и драчливых сверстников и т.д.

                                     

Выбирая тему сказки, можно попробовать скорректировать нежелательные аспекты поведения ребенка:

                                    

  • лень и полное отсутствие дисциплины;
  • грубость;
  • жадность;
  • нетерпеливость;
  • излишняя доверчивость.

                                            

Не стесняйтесь заимствовать главную мысль из знакомых сказок, басен или пословиц.

                                          

                                                

Шаг 2. Зачин

                                    

                                             

Сказка традиционно начинается со слов «однажды», «давным-давно», «в далеком королевстве», "жили-были" и т.д. Использование перечисленных клише немного упрощает сочинение истории, но не бойтесь от них отступать. 

                         

                                              

Шаг 3. Главный герой                      

                                                 

                                                 

Для начала придумайте главного персонажа. Это может быть человек, животное или даже неодушевлённый предмет, ведь в сказке возможно всё.
                                                                  

Примеры возможных главных персонажей

                                          

  • люди, обычные или наделенные волшебными способностями;
  • животные, непременно говорящие, поскольку без диалогов не обойтись;
  • вымышленные существа, от кикиморы и лешего до драконов и троллей;
  • одушевленные предметы, обычно заколдованные, как кухонная утварь в сказке о красавице и чудовище.

                                         

Когда вы придумываете героев истории, помните о двух задачах. Первая – с помощью персонажей предстоит раскрыть суть сказки, то есть преподать моральный урок. Вторая – герои должны быть такими, каким ребенок будет верить и сопереживать.

                                              

Дайте имя главному персонажу

                                                              

Если подходящее имя сразу не приходит, смело берите любое пришедшее вам на ум. Это может быть любое имя, которое вы знаете русское или иностранное, Возможен совершенно любой вариант из вашей фантазии.
                                                      

Как выглядит главный персонаж? 
                                     

                                       
Мал да удал, страшненький, но смекалистый, симпатяга-богатырь, умница-красавица, да еще и спортсменка… ваш вариант.
                                          

В чем сила вашего сказочного персонажа?

                           

Это может быть редкое великодушие, щедрость, хитрость, скорость, ловкость, начитанность или просто накаченные бицепсы и здоровенный ножичек, а возможно у него есть супер-способности. Например, он может лазить по стенам и ходить ногами по потолку. 

                                           

Придумывать сказку будет легче, если сделаете на каждого персонажа мини-досье с такими пунктами:

                                        

  • имя;
  • возраст;
  • происхождение. Это принцесса или принц? Выходец из богатой или бедной семьи? Возможно, сирота?
  • внешность. Не нужно делать подробные описания. Достаточно выделить 1-2 примечательные детали, вроде огненно-рыжих волос или богатырского сложения;
  • характер. Ваш герой робок или отважен и напорист? Он щедр, добродушен, вежлив, скромен?
  • мечты. Застенчивый персонаж может мечтать о друзьях. Трусишка грезит о славе храбреца. Бедняк видит во сне богатство. Сирота хочет, чтобы родители оказались живы и нашли его;
  • особенности. Это могут быть необычные способности. Например, герой единственный, кто видит фею у себя в шкафу. Возможно, он большой эрудит, или обладает редкой смекалкой. Более интересный вариант – добавить персонажу изъян.

                                           

Сказка будет интереснее, если наделить персонажей помимо достоинств еще и недостатками. Это добавит конфликт, который придется преодолевать. Кроме того, такой маневр поможет выполнить вашу ключевую задачу – преподать урок.

                               

Например, боязливый мальчуган, который боится каждого шороха, вынужден встретиться со своими страхами и преодолеть их, чтобы добиться цели. Слабенький малыш всегда себя недооценивал, но проявит редкую смекалку в схватке с громадным монстром. Изнеженная и высокомерная принцесса оказывается в глухом лесу, где вынуждена выживать и слезно просить помощи у местной живности.

                                         

Если вы удачно придумаете своему герою изъян, будет легче вызвать к нему сочувствие, а также придумать для него испытания. Преодолев все препятствия к концу сказки он почти волшебным образом преобразится. Вы можете наградить его за подвиги избавлением от недостатка. Возможно, он сам от него избавится или научится компенсировать за счет своих сильных сторон.

                                                    

                                   

Шаг 4. Где живет сказочный персонаж 

                                      

                                        

Возможно, будет полезно еще выяснить финансовое положение и семейный статус героя. У него большая и дружная семья, или он сирота? Живет в роскоши, на пособие или недавно резко обанкротился и теперь в депрессии?

                                     

Определитесь с тем, где и когда будут происходить события. Только не делайте обстановку слишком сложной, чтобы ребёнку легко было её представить, лучше использовать какие-нибудь хорошо знакомые места.                

                                                  

                                     

Шаг 5. Придумайте, что случилось с вашим персонажем

                                           

                                                

Подумайте, что ему нужно сделать, чтобы всё исправить, или чего он хочет добиться и какие поступки помогут ему приблизиться к цели. Какие препятствия встанут на его пути? Кто ему поможет их преодолеть?

                         

Сейчас начинается самое интересное – надо задать герою задачку, которую этот бедолага будет решать до конца нашей сказки. Главный секрет здесь в том, что конечная цель персонажа должна быть очень-очень важной.

                            

В помощь вам мы дадим несколько наводок:

                    

  • Путешествие в поисках сокровища.

Пример. Слабенький мальчуган из бедной семьи случайно нашел у дедушки на чердаке карту с маршрутом к дереву, дарующему магические способности. Придется это деревце отыскать.

                                               

  • Спасение близких.

Пример. У девочки приболела младшая сестренка, и ей срочно надо добыть лекарство, но не простое, а почти золотое. Лекарь-садист отправляет героиню за ингредиентами то в темный лес, то на дно морское, то на высокую гору.

                                       

  • Возвращение домой.

Пример. Злобный колдун закинул принца в глухомань (за МКАД), и теперь парнишке нужно как-то возвращаться домой и отбивать свой трон.

                                     

  • Избавление от опасности.

Пример. Изнеженная принцесса доигралась, заблудилась в лесу и угодила в логово ведьм. Задача: перехитрить мрачных теток, сбежать и добраться до (ближайшего РОВД) замка.

                                              

  • Подвиг ради спасения мира, города или другого населенного пункта.

Пример. Родную деревеньку трех друзей терзает шайка гномов – мелких, но вредныыыых. Надо разобраться с этой низкорослой ОПГ.

                                          

  • Осуществление мечты.

Пример. Юноша грезит женитьбой на одной знакомой принцессе. Девушка решила испытать жениха и попросила несчастного принести ей волшебные цветочки. Растут они только в одном месте - пещер, населенной страшными зверюгами, растут волшебные цветы. Разумеется, смельчак отправляется собирать этот гербарий.

                            

Ну, принцип вы поняли, а дальше сами в том же духе. Если фантазия предательски молчит, возьмите знакомый сказочный сюжет и рассмотрите его с непривычной стороны. Например, в истории о рыцаре и драконе поменяйте их роли. Сделайте наездника в доспехах злодеем, а огнедышащую ящерицу – безобидной милашкой.

                                                   

                                        

Шаг 6. Какая цель заставит главных героев сказки действовать?

                                                     

                                         

Выбрать мотив снова поможет наша основная мысль, которую мы уже определили ранее. Вариантов много:

                                        

  • избавление от опасности или какого-то бремени – бедности, физического изъяна, болезни, проклятия;
  • стремление к свободе;
  • возвращение домой или, наоборот, поиск волшебной страны;
  • погоня за кладом;
  • попытка обрести магические способности;
  • спасение друзей, родственников, любимой, родной деревеньки или целого мира;
  • победа в состязании;
  • поиск справедливости;
  • осуществление мечты.

                                                                  

Главное, чтобы цель была по-настоящему важной, иначе зачем вашему герою рисковать и прилагать усилия?

                              

                                       

Шаг 7. Каким будет ваш злодей?

                                

                                                

Строго говоря, злодей не обязателен. Можно обойтись и сложными обстоятельствами.

                                                    

Например, бедный мальчик должен добыть лекарство для своей больной сестренки. Он приходит к знахарю, а тот отправляет его за редкими ингредиентами для снадобья, которые очень трудно достать. Есть ли тут необходимость в злодее? Нет.

                           

Тем не менее злодей может быть полезен. На контрасте с главными героями он помогает показать, как отрицательные черты приводят к краху.

                         

Отрицательному персонажу тоже потребуется краткая характеристика. У него обязательно должен быть веский мотив навредить или помешать положительным героям. Кстати, злодей тоже может измениться по ходу повествования и раскаяться в своих прегрешения в конце истории.

                               

                                   

Шаг 8. Препятствия

                                  

                                                   

Чтобы история была интересной, на пути к цели герой обязан преодолевать препятствия. А откуда им взяться, если мы их ему не подкинем?

                            

По канону преград должно быть 3.

                                      

Для примера возьмем сюжет с принцем, который оказался на краю света из-за вредного колдуна. Чтобы вернуться домой, ему придется решить три проблемы:

                                   

Пешком идти до родного королевства 10 лет – нужно добыть быстрый транспорт.

                                 

По пути принц встретит чудище. Его никак не объехать - придется завалить или хотя бы обезвредить.

                                 

Колдун слепил трех каменных великанов и приказала им остановить принца на подступах к королевству.

                           

Важно помнить при сочинении припятствий:

                                           

  • каждая следующая проблема должна быть сложнее предыдущей;
  • покажите, что задача почти невыполнима. Тем самым вы удержите внимание слушателя и заставите его переживать;
  • цена поражения в каждом испытании должна быть высока. Поставьте героя на грань гибели или большой утраты;
  • не забывайте согласовать препятствия с моральным уроком. Пусть в каждом эпизоде ваш главный герой демонстрирует то качество или модель поведения, которую вы хотите привить ребенку.

                                                        

Придумывать выход из ситуации, как вы понимаете, тоже придется вам. На помощь придут старые и новые друзья, волшебные животные, ожившие деревья, магические шляпы, горшки и прочие предметы гардероба и быта и вообще что угодно – это все-таки сказка. Тут решение проблемы может в прямом смысле свалиться с неба. Свободно фантазируйте и выбирайте первые идеи, которые приходят в голову.

                                 

                                   

Шаг 9. Развязка и вознагрождение

                          

                                           

Нужно еще сделать три вещи:

                                      

  • Показать момент, когда герой добрался до цели и обрел желаемое – нашел волшебное дерево, вылечил сестренку, вернулся домой и далее по списку.
  • Вознаградить всех добрых персонажей.
  • Наказать злодеев.

                                           

Если хотите придумать совсем уж «травоядную» сказку, можете злодеев не наказывать. Пусть они раскаются, а главный герой их великодушно простит.

                                                

Остается только добавить традиционную финальную фразу: «И жили они долго и счастливо». И самое главное - у вашей сказки обязательно должен быть счастливый конец!

                              

                                       

В написаннии сказки вам так же поможет, если вы сначала набросаете краткий план

                                                          

                                    

  1. Начало сказки. Описание места действия и знакомство с главными персонажами.                      
  2. Событие, которое побудит героев к действию. Например, матушка заболела, злой колдун наложил чары, герой нашел загадочную карту и ключ, или ему что-то приснилось нехорошее.
  3. Первая преграда – решение – результат.
  4. Вторая преграда…
  5. Третья…
  6. Развязка. Последнее испытание благополучно пройдено.
  7. Конец сказки. Положительные герои добиваются цели, преображаются, получают награду, а злодея не забываем наказать.

                                            

                                        

Остается только дать вам еще несколько советов, чтобы история получилась интересной:

                                   

                                  

В сказке главное – динамичное действие, а не описания. Поэтому все описания должны быть краткими, а вставлять их в текст надо только там, где они совершенно необходимы.

                                    

Не забывайте давать слово своим героям. Сообщайте через диалоги существенные сведения о персонажах и событиях.

                                                  

Каждый элемент и каждый герой, которого вы включаете в повествование, должен иметь значение для преодоления препятствий и достижения конечной цели.

                                               

Изображайте, а не описывайте. Если ваш герой беден, не говорите прямо «он был беден». Расскажите, что он ходит в дырявых башмаках и залатанной одежде, а еще тяжело работает за корку хлеба с водой и ночлег в хлеву.

                                      

Используйте намеки, предупреждения, раскрывайте слушателю важные секреты, которых еще не знают герои. Словом, создавайте интригу.

                                        

Учитывайте возраст ребенка. Используйте короткие предложения из 3-5 слов и самые простые слова, какие можете подобрать. В сказке для детей до 5-и лет все препятствия и действия персонажей должны быть очень легкими.

                                

И последнее – смело заимствуйте образы и сюжетные повороты из знакомых сказок, переделывая их на свой лад. Вряд ли ребенок осудит вас за легкий художественный плагиат.

                                                                   

                                        

                                                             

Текст: ChelMami
Метки

Читайте так же

Мойка роддомов в Магнитогорске на лето 2024

У многих возникает вопрос, почему роддома закрывают на «мойку»? То, что мы называем «мойкой», на официальном языке именуется профилактической санитарно-гигиенической обработкой. Зачем и как именно ее проводят? И что делать, если предполагаемая дата ваших родов совпадает с этим мероприятием? Читайте в нашей статье ниже. Какие роддома будут закрываться на помывку в 2024 году в Магнитогорске, а какие продолжат работать, публикуем в нашем обзоре.

В Челябинске 14 апреля отметят "День защиты людей". Программа

Акция соберет жителей Челябинска 14 апреля в 13:00 на площади Революции.

Отзывы о роддомах Магнитогорска. Стынет кровь и на глаза наворачиваются слезы

В Магнитогорске с начала года уже дважды в утробе молодых пациенток роддома погибли дети, возбуждены уголовные дела о халатности. Общественность разделилась на два лагеря: одни уверены, что в смерти младенцев виноваты врачи, другие считают, что будущие мамы не соблюдали их рекомендации.