Жуткая катастрофа СССР. Самолет упал на здание детского сада
49 лет назад, в мае 1972 года, произошла, пожалуй, одна из самых жутких катастроф в истории СССР. В г. Светлогорске военно-транспортный Ан-24 упал на здание детского сада, куда как раз вернулись с прогулки малыши. В результате сгорели 24 ребёнка. И хотя в советской действительности было немало других происшествий, сопровождавшихся массовой гибелью детей (взять хотя бы железнодорожную катастрофу под Уфой летом 1989 года), обстоятельства светлогорской трагедии делают её исключительной.
16 мая 1972 года в 12.15 самолёт Ан-24Т, приписанный к 263-му отдельному транспортному авиаполку ВВС Балтийского флота, взлетел с калининградского аэродрома Храброво. За штурвалом сидел командир корабля Вилорий Гутник – один из самых опытных пилотов части. Курс прокладывал штурман Александр Костин, имевший опыт полётов на Новой Земле. Прочие члены экипажа также подобрались под стать – разве что вместо штатного бортмеханика летел новый. Выполнив разворот над Балтийским морем, Ан взял курс к мысу Таран, расположенному в 12 километрах от Светлогорска. После этого связь с самолётом оборвалась.
В 12.30 воспитанники детского садика санатория № 3, расположенного в Светлогорске на улице Ленина, закончили прогулку. По местным меркам садик считался «блатным» – в двухэтажном особняке занимались и играли всего 25 детей в возрасте от трёх до семи лет. Помыв руки, малыши сели обедать. Повар Тамара Янковская раскладывала котлеты, воспитательницы Валентина Шабашова-Метелица и Антонина Романенко пообещали, что если дети всё съедят, то перед «тихим часом» услышат сказку.
В это время гулявшие в соседнем парке прохожие видели, как со стороны моря в считанных метрах над берегом из тумана появился самолёт. Обогнув стадион, он пролетел над колесом обозрения, срубил крылом верхушки деревьев, потеряв часть крыла, после чего опрокинулся и рухнул на здание детского сада.
Парк вместо пожарища
Как позже вспоминали очевидцы, пожарные прибыли почти сразу. Но помочь они ничем не смогли – вытекший из баков авиакеросин горел так, что его не брали ни вода, ни пена. Потому основная, и самая тяжёлая, работа досталась милиционерам и солдатам, которых приказом сверху направили к месту трагедии ещё до того, как догорел огонь.
В течение нескольких часов одни бойцы, окружив территорию детсада, сдерживали рвущихся в истерике людей. Тем временем другие разбирали завалы, доставая обгорелые тела. Трупы раскладывали на простынях, разложенных вдоль дороги. Дети погибли все до одного.
Погибла и повар Янковская. Обе воспитательницы, когда их достали, ещё дышали – позже они скончались в госпитале.
Похороны назначили на завтра. Пока город топил трагедию в слезах и водке, за ночь солдаты и строители разобрали полуразрушенное здание до фундамента, вывезя стройматериалы на свалку. После этого на образовавшемся пустыре срезали обгоревшую землю, заложили проплешины дёрном, наскоро проложили и засыпали гравием дорожки, спилили поломанные падавшим самолётом деревья. Утром пришедшие светлогорцы не узнали знакомого места – перед ними раскинулся сквер, а вместо детского садика, цвела клумба. О том, что здесь произошло что-то ужасное, напоминал только резкий запах горелого керосина, который так и не удалось забить.
Но это были ещё не все новости. Для того чтобы сведения о жутком происшествии не растеклись по стране, в городе фактически ввели чрезвычайное положение. Была отключена междугородняя связь, временно отменено движение поездов из Калининграда, перекрыты автодороги. А чтобы вид череды свежих могил не порождал вопросов, власти постановили хоронить детей всех вместе, в одной яме.
Тем не менее о случившемся всё же стало известно, хоть и на уровне пересудов. Уже в день трагедии о падении самолёта сообщил «Голос Америки»* – переговоры милиции и военных по рациям перехватил расположенный близ границы радиолокационный центр НАТО.
Охотились на шпионов
Вся эта секретность имела ещё одно последствие: уголовное дело по факту авиакатастрофы возбуждать не стали. Единственным решением стал приказ министра обороны, в соответствии с которым должностей лишились около 40 офицеров, якобы недоглядевших за полётом. Таким образом, вышло, что за гибель детей серьёзной ответственности никто не понёс. Где надо, конечно, выяснили обстоятельства трагедии, однако информация осталась за семью печатями. Сегодня, когда тайные страницы прошлого начинают становиться явью, понятно, почему произошло именно так.
Прежде всего прояснить стоит вопрос, почему злосчастный Ан вообще оказался в том месте и на такой высоте. Как выясняется, имел место эксперимент. Хотя гражданам СССР внушали, что границы страны находятся на надёжном замке, за которым бдит Советская армия, в реальности было не совсем так. В 1987 году это наглядно продемонстрировал Матиас Руст, долетевший на своём спортивном самолёте аж до Красной площади. Однако ещё задолго до Руста аналогичным образом советскую систему ПВО конфузили другие воздушные хулиганы. Так, в начале1972 года на военный аэродром, расположенный в посёлке Чкаловск под Калининградом, приземлился прилетевший из Швеции легкомоторный самолёт, пилот которого попросил политического убежища в СССР. Рассказывают, что ЧП вызвало в особом отделе страшный переполох. Причём выясняли чекисты не то, какого чёрта шведу понадобилось в Советском Союзе, а как он смог незамеченным подобраться к аэродрому, на котором базируются стратегические бомбардировщики Ту-22.
Спустя некоторое время ещё один такой же самолёт сел на аэродром под Ригой – и вновь радары его не заметили. После этого военное командование решило выяснить, каким же всё-таки образом нарушители пересекают границу. В роли условной цели и выступил Ан-24. Согласно заданию он должен был опуститься как можно ниже и постоянно поворачивать вправо-влево, позволяя оператору локаторной станции установить, при какой высоте и курсе цель становится незаметной. Именно поэтому, судя по всему, вместе с экипажем на борту находились два подполковника. Однако эксперимент зашёл слишком далеко – опустившись чересчур низко, Ан задел береговую линию у обрыва.
Сейчас можно встретить версию о том, что во всём виновата техника. Мол, незадолго до полёта на разбившийся Ан переставили высотомер с Ил-14, который якобы был не предназначен для «Антонова» и давал 40-метровую погрешность в определении параметров полёта. Однако знатоки авиации ставят эту версию под сомнение. Во-первых, на обоих самолётах стоят абсолютно одинаковые высотомеры – барометрические ВД-10, так что ничего страшного в замене нет. Во-вторых, даже если прибор лжёт, что бывает, на борту имеется ещё радиовысотомер, так что экипаж должен был бы заметить разницу в показаниях. Почему же пилоты не увидели, что перед ними берег? Не обратили внимания на приборы? Не разглядели опасности из-за густого тумана?
Возможно, что и правда подвела погода – в авиации случается всякое. Однако девять лет назад калининградское издание «Новые колёса» опубликовало интервью с Михаилом Слободчиковым, который в 70-е служил в том самом 263-м авиаполку. Более того, летал в качестве бортмеханика на том самом Ане и в роковой день должен был находиться в самолёте. Однако накануне комполка разбил свою «Волгу» и поручил рукастому Слободчикову привести её в порядок, а кресло бортмеханика в экспериментальном полёте занял Николай Гаврилюк. Так вот, если верить словам отставного офицера, при вскрытии у пятерых членов экипажа обнаружился в крови алкоголь. «15 мая у второго пилота Баранова был день рождения, и они всю ночь его отмечали – пили. А утром получили задание на вылет, – рассказывал Слободчиков. – У нас был врач, который сам любил выпить. Они занесли ему бутылку, он всё и подписал».
В 1994 году на месте разобранного детсада возвели часовню Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Внутри неё постоянно горит свеча и висят фотографии погибших детей как свидетельство того, что память и правда всегда оказываются сильнее приказов и государственных интересов.
Источник: Игорь Киян
Газета «Наша версия» №20 от 31.05.2021
Читайте так же
Где отметить день рождения ребенка в Челябинске. Рекомендации наших мам
Детский день рождения ребенка всегда великий праздник, который он ждет весь год. Порой мамам приходится находить каждый год что-то новое, чтобы удивить и порадовать детей, сделать праздник незабываемым событием для всех участников торжества. Сайт ChelMami подготовил для вас обзор топовых мест, где можно необычно, весело и с размахом отметить главный праздник года - день рождения.
Художественные и творческие школы и студии для детей в Челябинске. Куда пойти заниматься?
Для Вас обзор самых интересных студий живописи и рисунка, а так же творческих студий в Челябинске, где занимаются дети. Даже если вы и ваше чадо не планируете поступление в академию искусств, эстетическое развитие еще никому не помешало!
Частные детские сады с высоким рейтингом в Челябинске
Есть частные детские сады, которые себя зарекомендовали, как лучшие в нашем городе. Условия пребывания детей, наличие различных учебных программ и курсов, например, изучение языков, работа по специальным методикам здесь весьма на высоком уровне. О них мы и хотели рассказать в данной статье.