• Chelmami.ru
  • Обзоры
  • История развития музыкальной культуры в Челябинской области
История развития музыкальной культуры в Челябинской области

История развития музыкальной культуры в Челябинской области

 
История музыкальной жизни Челябинска связана с периодом его основания. Музыка пришла в город со скоморохами, щедрыми на песни и танцы. Они веселили народ. В те времена это было небезопасно, скоморохи подвергались гонениям. Согласно указу 1648 года царя Алексея Михайловича всякая их деятельность запрещалась в государственном порядке, а народные музыкальные инструменты уничтожались. Изгнанные из центральных районов, музыканты селились на окраинных землях России, и в частности, на Урале.
 
Уральцы любили скоморошьи представления, которые постепенно из игрищ превратились в народный театр. Постановки осуществлялись на городских ярмарочных площадях и велись профессиональными артистами – скоморохами-кукольниками. Без песен и плясок не обходилось ни одно торжество. Но ничто не могло сравниться со свадьбами. Их устраивали, как правило, на мясоед – между Новым годом и Масленицей.
 
С музыкой были связаны и многие другие обряды. Например, от Заречья, где ныне находится посёлок Бабушкино, и до деревни Шершни челябинцы в XVIII-XIX веках косили сено. Работа длилась 3-4 дня и считалась чуть ли не праздником. Днём косили сено, а вечером жгли костры на берегу Миасса, пели песни, водили хороводы. Затем на реке разыгрывалась народная драма «Сказание о Степане Разине». В Миасс бросали «персидскую царевну», для чего выбирали девушку — лучшую пловчиху города. Выброшенная из лодки, она возвращалась на берег, и всё заканчивалось благополучно. Особой занимательностью отличались новогодние, рождественские и крещенские игры молодёжи. Девушки и парни ходили ряжеными, устраивали вечерние посиделки, водили хороводы.
 
Однако быт простого люда был тяжёл, и поэтому основу музыкального быта в ту пору определяло народное искусство, и прежде всего русская крестьянская песня. Она выражала радость и горе, веселье и печаль, торжество и отчаяние. Но больше всего люди пели о безрадостной, полной лишений и тягот жизни.
 
Многие наверняка удивятся, узнав, что любимая и в наши дни популярная песня «Однозвучно гремит колокольчик» родилась в уральском крае. Заводы, прииски, карьеры, таёжные промыслы — и задушевная грустная песня о ямщицкой судьбе, о долгих российских дорогах, на которых печальную песню одинокого человека сопровождает ещё более тревожная и скорбная музыка – звон кандалов отправляемых в Сибирь узников.
 
Автор этой песни – Иван Иванович Макаров, сын ямщика, родился в Пермской губернии в 1821 году. В 1843 году за сочинение стихов был сдан барином в солдаты.
 
В 1869 году появился в городе первый очаг культуры. На углу улиц Ивановской и Азиатской (Труда и Елькина) в доме спиртзаводчика В. Покровского открывается купеческо-дворянский клуб под названием «Челябинское общественное собрание», где стали организовываться различные вечера, новогодние и святочные маскарады.
 
В 1902 году возводится Народный дом в Челябинске – учреждение клубного типа для широких масс. Он имел зал для спектаклей и концертов, библиотеку-читальню, чайную. Однако культурная жизнь города была ещё весьма бедна, и это заставило «отцов города» подумать о создании собственного оркестра. Для такой цели в 1903 году пригласили молодого дирижёра Григория Моргулиса, внёсшего в дальнейшем значительный вклад в развитие культуры Челябинска.
 
Григорий Давидович Моргулис родился в 1877 году в Тобольской бедной семье. Рано осиротел и воспитывался в семье родственника-музыканта. С августа 1903 года начинается его творческая деятельность на Южном Урале. 1904–1906 годы – это годы создания и становления симфонического оркестра общественного собрания под руководством Моргулиса. Кроме всего, Григорий Давидович вёл частные уроки музыки. Он был первым ведущим педагогом-музыкантом в городе.
 
После создания оркестра возникла идея организации городского хора. Первый концерт народного хора состоялся в ноябре 1909 года. Коллектив исполнил эпизоды из арии Глинки «Руслан и Людмила». Прогрессивным начинанием ознаменовался 1911 год, когда были организованы бесплатные симфонические концерты. Классическая музыка становилась доступной широким слоям населения.
 
Одновременно с этим стали распространяться в Челябинске и русские народные инструменты. Особенно популярными в быту были гармонь и баян. Также объявился в городе специалист, обучавший всех желающих игре – П. Толстихин. Обучение он производил «с рук», т. е. привязывал к своим пальцам пальцы обучаемого и несколько раз проигрывал произведение, вырабатывая, если так можно сказать, условный перебирательный рефлекс.
 
А ещё своеобразным музыкальным фоном Челябинска в начале века была игра шарманщиков. Они ходили по дворам, останавливались у дверей, привлекая заунывными мелодиями местных обывателей. Такой была музыкальная жизнь нашего города до революции 1917 года.
 
Характеристика музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время
 

В начале XX века музыкальная жизнь в Челябинском Урале не носила централизованного характера. При клубах, заводах, театрах проводились музыкальные вечера. Их проводили любительские музыкальные коллективы.
 
После 1917 года в ряде городов Челябинской области были открыты музыкальные учреждения, впоследствии ставшие областными центрами музыкальной жизни. Так, например, в 1920 году в городе Челябинске была открыта музыкальная школа №1. С 1937 года ведущим учреждением Челябинской области, занимающимся организацией концертной музыкальной деятельности, стала Челябинская государственная филармония. В 1938 году при ней был создан симфонический оркестр под управлением Н. Г. Факторовича. С 1949 года областной филармонией стали проводиться музыкальные лектории. В 1936 году в городе Магнитогорске открылся Дворец культуры металлургов, где в 1938 году был учрежден городской симфонический оркестр. В 1944 году в Магнитогорске была создана хоровая капелла под руководством С. Г. Эйдинова. Там же, в 1958 году открылась детская музыкальная школа № 4, а в 1966 году - Магнитогорский Дом музыки (первый в РСФСР). Вскоре, в 1971 году, открылся Дом музыки и в селе Миасском. В 1976 году в Магнитогорске создан музыкальный театр народного творчества, где устраивались театрализованные представления и концерты. Значительную роль в развитии музыкальной жизни Челябинского Урала играли музыкальные театры. В 1936 году на базе театра классической буффонады был основан театр музыкальной комедии, который действовал до 1950 года. В 1956 году в Челябинске был открыт Театр оперы и балета имени М. Глинки (главный дирижер И. А. Зак).
 
В 60-70 годах XX века сформировалась челябинская школа фольклористики, которую возглавил А. И. Лазарев. Народные музыкальные инструменты были собраны и представлены в Челябинском музее национальных музыкальных инструментов и этнографии.
 
Народное музыкальное искусство Челябинского Урала
 

Народное музыкальное искусство Челябинского Урала славится своими традициями.
 
Самобытный, своеобразный и исключительно яркий в художественном отношении пласт фольклора Челябинского Урала образует нагайбакская культурная автономия, где широкое бытование в данный период времени имеют хороводные, качельные, игровые, свадебные и походные народные песни.
 
Своеобразие песенного стиля нагайбаков заключается в необычайно сложном и развитом искусстве многоголосого пения, которое кроется в историко-этнографических условиях проживания. Благодаря изолированному образу жизни они сохранили в своём музыкальном быту древнюю жанровую систему календарно-обрядовых песен, а так же древнейшие формы гетерофонного многоголосия.
 
В 1877 году В. Н.Витевским был представлен доклад: «Сказки, загадки и песни нагайбаков Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии».В его работе приводится следующая жанровая классификация южноуральского народного песенного творчества:
 
1) песни с религиозным оттенком;
2) бытовые песни;
3) песни романтического характера;
4) хороводные песни;
5) свадебные песни;
6) походные песни;
7) исторические песни.
 
В многоголосии нагайбаков мы обнаруживаем ряд черт, характерных для общерусского многоголосия (окончание в квинту, унисон или октаву). Важно отметить наличие общих черт с песенным многоголосием донских казаков (пентатоника, подчёркнутое исполнение гласных звуков).
 
Нагайбакские песни разделяются на «иске-кой» (старинные напевы) и «жана-кой» (новые песни). Первые - это подлинно нагайбакские старинные одноголосные напевы, а «жана-кой» - созданные под влиянием русского фольклора. Широкое бытование получили хороводные, качельные – «тага асты» и игровые песни - «кич-уен».
 
Музыковедом Р. А. Имамеевой предлагается другая жанровая классификация нагайбакских уральских народных песен.
 
- Песни семейно-обрядового цикла: 1) гостевые – «кодалар», «мэжлэс» (застольные песни родственников, «бэйрэм» (праздничные, «жыен» (артельные). Песни этого жанра поются в быстром темпе. Ритмика проста, незатейлива; 2) свадебные – «туй-жыры», «туй такмак» (свадебные частушки, «кодаларкэс» (песни сватов, «жегет-сыймау» (припевки жениху). Свадебное торжество представляло своего рода «музыкальный спектакль». Незнание свадебных песен какой-либо сторон (жениха или невесты) считалось позором.
 
- Рекрутские песни – проводы (солдат, казак «озату», протяжные песни «озынкой». Исполнялись как мужчинами-казаками, отправляющимися на военную службу, так и женщинами, провожающими своих родных.
 
- Похоронные песни («зыяратжыры») - пелись девушками в доме умершего после поминок.
 
В современном песенном быту нагайбаков в данный период переплетаются песни различного исторического происхождения. Основу их репертуара составляют лирические казачьи песни, песни о родном крае. Широко бытуют в песенной традиции нагайбаков и общетатарские песни. Их проникновение несомненно обусловлено широкими контактами с казанскими татарами Южного Урала, а также влиянием современных средств массовой информации – радио, телевидения. Для многих народных песен свойственны такие стилевые черты, как широкие интонационные ходы, размашистое мелодическое движение, смелость, раскованность голосоведения. Поют нагайбаки очень свободно, эмоционально, темпераментно, с резкой, сильной подачей звука. Диапазон песни охватывает более двух октав.
 
Говоря об южноуральских народных песнях, нельзя не упомянуть о музыкальных инструментах, сопровождающих их. Так, музыковед Е. А.Бектеева пишет: «Любимый из народных музыкальных инструментов - гусли («госле», на которых они играют артистически. Гусли делаются из сосны. Устройство их такое же, как и русских гуслей. На гуслях играют плясовые мелодии».
 
Для отдельных наигрышей и для лирических песен применяется гармоника (популярный музыкальный инструмент и в современное время). Кроме того, бытует такой инструмент, как «дулебра» - балалайка. Удобство в освоении, широкие динамические возможности, соответствие культурным запросам общества конца XIXвека сделали балалайку популярным на Челябинском Урале народным инструментом и привели к возникновению и распространению самодеятельных оркестров русских народных инструментов. В начале XXвека в городе Миассе был организован оркестр струнных народных инструментов под управлением В. И. Семенкова, известного мастера по изготовлению балалаек. Коллектив состоял из 40 человек, в основном из молодых рабочих. Репетиции проводились по ночам. В Челябинске в 1920 году были созданы два оркестра (струнных инструментов) под управлением И. Фридьева. В оркестр принимались лица, имеющие личные народные музыкальные инструменты (гитары, балалайки, мандолины). Состав оркестра насчитывал 30 человек.
 
Профессиональное музыкальное искусство Челябинского Урала Творчество композиторов Челябинского Урала
 

С конца 30-х годов XX века на Южном Урале появились свои профессиональные композиторы, чья музыкальная деятельность особое развитие получила с 60-х годов XX века.
 
В 1983 году в городе Челябинске было открыто отделение Союза композиторов России (СК, которое дало возможность систематизировать, издавать и распространять музыкальные сочинения. В 1960-е годы сочиняют свою музыку такие южноуральские композиторы, как О. Кульдяев, Е. Гудков, О. Смирнов.Позже появляются новые имена: В. Веккер, Л. Долганова, А. Кривошей, Т. Шкербина, Е. Поплянова и другие.
 
В творческом портфеле челябинскихкомпозиторов произведения разных направлений:
 
• для театральной сцены (оперы и балеты,
• симфонические и камерные произведения,
• кантаты и оратории,
• произведения для русских народных инструментов,
• камерно-вокальные сочинения,
• песни.
 
Одной из характерных особенностей творчества композиторов Челябинского отделения СК России является их обращение к уральской поэзии и прозе. Это песни на стихи Б. А. Ручьёва, Ю. Клюшникова, Л. Кузнецова, Л. К. Татьяничевой, И. Тарабукина, И. Пальмова и др. Обращение челябинских композиторов к произведениям региональной литературы позволило не только освоить историю, традиции, современные проблемы края, но и создать возможности их осмысления, продлить жизнь фольклору, соединить своеобразие и неповторимость звукового образа Челябинского Урала с общими тенденциями и достижениями современного музыкального языка, стилистическими особенностями творчества каждого композитора.
 
Фольклор является постоянным, неисчерпаемым источником “питания” и мироощущения для композиторов Южного Урала.Разнообразен арсенал их средств и стилистических возможностей: от традиционных технологий до собственных ладовых систем; от классических средств выразительности до современных возможностей джаза, рок- и бит-музыки; от акустических инструментов до электроники.
 
Произведения южноуральских композиторов исполняются на филармонических, авторских и отчетных концертах, в фестивальных и праздничных программах, на исполнительских конкурсах; включены в программу (репертуар) музыкальных ВУЗов, специальных средних музыкальных учебных заведений, детских школ искусств, звучат по радио и телевидению.
 
Инструментальное творчество
 

В 1930-1950-х годах в Челябинском Урале большое значение придавалось пропаганде музыки советских композиторов. В 1938 году в Челябинске состоялся первый концерт объединённого симфонического оркестра (дирижёры – А. Филипов, Г. Д. Моргулис). Проводились вечера и концерты классической музыки для широких слоев населения. В 1956-1987 годы проходили симфонические концерты оркестра Челябинского театра оперы и балета имени Глинки. В этот период в городах и районах Челябинской области ведётся большая музыкально-просветительская работа – проходят концерты, конкурсы, фестивали. Академическую, симфоническую, камерную музыку исполняют коллективы музыкальных учебных заведений города Челябинска и Челябинской области. В это время в Челябинске гастролируют известные симфонические коллективы под управлением Ю. Башмета, В. Гергирева, Е. Мравинского, В. Спивакова.
 
Большой популярностью пользуются вечера камерной музыки. В Челябинской области действует много камерных ансамблей. Исполнительские традиции были заложены еще в 50-60-е годы XX века. Это пианистка Р. Г. Гитлин, скрипач А. З. Рахмилевич.В этот период ведут активную концертную деятельность исполнители: М. Н. Берх – фортепиано, Б. Инякин – бас, А. Геккер – баритон, Азёрская – сопрано, вокальный дуэт – Я. Курочкин и В. Поляков, орган – Л. Тимшина, В. Хомяков., фортепиано – А. Макаренко, А. Шехмет – скрипка, Б. Шагинян – виолончель.Певцы: А. Беркович, Г. Гудкова, Г. Зайцева, Н. Заварзина. Активную концертную деятельность ведёт Камерный хор (руководитель В. Михальченко). В 1987 году открыт концертный зал камерной и органной музыки, где установлен орган немецкой фирмы Баутцен (Германия, по звучанию один из лучших в Европе. В Челябинске и областив разные годы побывали на гастролях исполнители с мировым именем: Э. Гилельс, Г. Гинсбур, Б. Давидович, Л. Оборин, С. Рихтер, Х. Ахмятова.
 
Хоровое творчество
 

Любительское хоровое пение в Челябинской области стало развиваться еще с 1890 года. Были созданы самодеятельные хоровые коллективы в клубах, дворцах культуры на промышленных предприятиях и в учебных заведениях. В 1950 году в городе Челябинске была организована рабочая хоровая капелла «Металлург» (руководители О. Свизинский, М. Капланский, В. Стрельцов) и хор русской песни при ДК ЧМЗ (К. Е. Габрик, Л. И. Шутова).
 
В 1960-1980 гг.вели активную концертную деятельность: капелла ЧТЗ (руководитель Е. П. Соколов, Академический хор ДК имени С. Орджоникидзе (Ю. Галкин, В. Македон, хоры УТПЗ (В. Гвоздев, В. Ерёменко, Н. Еремина, хор ЧТЗ (Степанов, хор ДК УТПЗ (А. Швыдь, хор ДК имени Колющенко (И. Игнатьев) и другие. В Магнитогорске были основаны коллективы на базе Центрального клуба строителей, ДК Металлургов и учебных заведений.Значительный вклад внесли в развитие хорового любительского искусства: В. Васильева, В. Лекарчук, А. Никитин, М. Маташов.
 
В Челябинской областив этот период получили известность следующие хоровые коллективы: хор русской песни посёлка Варламово, хор русской песни в городе Миассе, фольклорный хор ДК имени Горького в городе Кыштыме. В 1958 году по инициативе директора музыкального училища Б. М. Белицкого было основано областное отделение Всероссийского хорового общества, которое занималось пропагандой хорового искусства.
 
Значительное развитие получило детское хоровое творчество в общеобразовательных школах, школах искусств, детских музыкальных школах. В 1972 году была образована школа-студия «Мечта» (руководитель А. Шереметьев, хор мальчиков «Молодость» (В. Македон, хор «Жаворонки» (Г. Гнедыш) и другие.
 
Эстрадное творчество
 

Одним из первых в Челябинске популяризатором джаза был М. В. Папашика. В числе его учеников – джазовые музыканты: С. В. Бережнов, Н. Бобылев, В. Коробейников, братья Тергалинские. В 1932 году в городе Челябинске был организован джаз-банд под руководством А. А. Хайкина. В городе Магнитогорске при цирке в 1930-ые годы появился свой эстрадный оркестр (И. Додюк, в 1950-е годы, при левобережном ДК ММК был создан джаз-оркестр (В. Павлютин).
 
В 1960-е годы в Челябинской области появились и другие эстрадные коллективы. В Челябинске действовали оркестры при кинотеатрах «30 лет ВЛКСМ» и «Кировец», с конца 1960 годов – бич-банды в ДК ЧТПЗ, «ДК железнодорожников». В 1969 году был создан «Уральский дикселенд» (руководитель И. В. Бурко). Появились в Челябинске и свои джазовые импровизаторы, а в 1970-е годы – малые (камерные) джазовые ансамбли. В 1977-1978 гг. при клубе ПО «Полет» действовал любительский джазовый оркестр (руководитель Бережнов). В 1966-1979 гг. работал эстрадный оркестр при Дворце строителей имени Мамина-Сибиряка; с 1979 года – при ДК имени Орджоникидзе в Магнитогорске (Ю. П. Варфоломеев). В 1990-е годы эстрадный оркестр стал джазовым ансамблем. В 1986 году в Магнитогорске в музыкальном училище было открыто отделение музыкального искусства эстрады. Созданы джаз-оркестр на эстрадном отделении музыкального педагогического института, вокальная студия «Джаз-отель» в ЧГПУ. В начале 1990-х годов организован муниципальный Центр джазовой музыки.
 
С 1970-х годов при Челябинскойфилармонии действовали эстрадные коллективы: ВИА «Весёлые подруги», эстрадный коллектив «Мелодия» (художественный руководитель С. Белоклоков) и другие. В 1980-е годы получил известность женский ВИА «Катерина» (художественный руководитель В. П. Веккер). В золотой фонд отечественной эстрады вошли вариации и аранжировки народных песен и произведения современных композиторов в исполнении ВИА «Ариэль». В 1989 году создана группа «Иваныч» (В. И. Ярушин). Большой популярностью пользуется у слушателей Челябинский мужской эстрадный ансамбль «Октоих». Проходят фестивали бардовской песни (Ильменский фестиваль).
 
Вокально-инструментальный ансамбль «Ариэль» был создан студентом Челябинского музыкального училища Львом Фидельманом в 1968 году. В начале 1968 года, на новогоднем празднике, состоялось первое выступление ансамбля (тогда ещё не было названия). Продлилось оно недолго, так как директор музыкального училища потребовал его прекратить (успели спеть всего три песни). В 1968 году появился состав, который мог давать концерты. Появилось и название. Пели, в основном, песни собственного сочинения на музыку «The Beatles», «The Monkees», «The Tremeloes», «The Turtles».
 
В 1970 году, по инициативе райкома комсомола Центрального района города Челябинска,на творческую встречу были приглашены три ведущих в то время вокально-инструментальных ансамбля: «Ариэль», «Аллегро» и «Пилигримы». «Пилигримы» от встречи отказались, а вот среди ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» состоялось своего рода творческое соревнование, в результате которого из двух челябинских ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» (которым руководил Валерий Ярушин) был создан один — «Ариэль», руководителем которого стал Валерий Ярушин. Датой образования ансамбля его участники решили считать 7 ноября 1970 года.
 
Ансамбль завоевал ряд премий, выступая на различных фестивалях. В декабре 1971 года «Ариэль» разделил первое место с трио «Скоморохи» под руководством Александра Градского, на конкурсе «Серебряные струны», посвящённом 750-летию города Горького. «Ариэль» — лауреат 5-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва, 1974, первое место). В 1980 году вне конкурса «Ариэль» выступал на Тбилисском рок-фестивале.
 
Группа часто обращается к русскому фольклору.Одни из их самых известных песен: «Порушка — пораня», «Баба Яга». На счету «Ариэля» — ряд концептуальных сценических постановок, рок-опер,в том числе: «За землю русскую», «Мастера», «Сказание о Емельяне Пугачёве».
 
В разное время «Ариэль» работал в разных стилях, однако жанровой основой ансамбля всегда был русский вариант фолк-рока, подразумевавший обработки или стилизации популярных русских народных песен. Нередко ансамбль исполняет песни а капелла («Шумел камыш») или под аккомпанемент акустических инструментов. Отличительная черта исполнительской манеры ВИА «Ариэль» — красочное вокальное многоголосие и юмор в подаче традиционного песенного материала.
 
"Иваныч" во многом продолжил традиции "Ариэля"- юмор, театральность, фольклор. Отличительной чертой данного состава было исполнение рок-музыки с оттенками философии и религии. В первом составе "Иваныча" принимали участие Александр Немцев (клавишные, Геннадий Давыдочкин (гитара, Валерий Секретов (бас, Владимир Свищев (клавишные, Виктор Риккер (ударные, Валерий Ярушин (вокал)."Иваныч" принимал участие в конкурсе "Шлягер-90" и - в качестве почетного гостя - в фестивале "Азия Дауысы"(Голос Азии)-91. Коллектив состоял из высокопрофессиональных музыкантов, подтверждением чего являются сложные развернутые композиции из репертуара "Ариэля", исполнявшиеся и в этом составе. Администратором группы был Александр Святов. Позже "Иваныч" был переименован в "Новый Ариэль". Официально группа просуществовала до 2002 года, после чего Валерий Ярушин переезжает в Москву и набирает новый состав.
 
Одним из замечательных музыкантов является Александр Градский, который является уроженцем Челябинской области (родился в Копейске) — советский и российский певец, мультиинструменталист, автор песен, поэт, композитор. Один из основоположников русского рока. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997). Лауреат Государственной премии РФ (1999). Народный артист Российской Федерации (1999). Народный артист Приднестровской Молдавской Республики (2014). Руководитель театра «Градский Холл».
 
А. Градский - основатель третьей по времени создания (после «Братьев» и «Сокола») советской рок-группы «Славяне» (1965) и принёсшей ему наибольшую популярность — «Скоморохи» (1966).Также принимал участие в группах: «Лос Панчос», «Скифы», коллективе польских студентов МГУ «Тараканы», в составе которых исполнял песни Элвиса Пресли и твист Арно Бабаджаняна «Лучший город Земли».
 
В фильме «Романс о влюбленных» Градский не только сочинял музыку, но и исполнял вокальные партии. Вышедший в 1974 году фильм имел значительный успех и принёс известность создателю музыки к фильму. Музыкальный журнал «Billboard» объявил Градского «Звездой года» (1974) «за выдающийся вклад в мировую музыку».
 
Автор рок-оперы «Стадион» (памяти Виктора Хары) (1985, музыки к первому отечественному рок-балету «Человек» (по роману Редьярда Киплинга). Главные роли в этой опере исполняли популярные певцы и актёры Советского Союза: Алла Пугачёва, Иосиф Кобзон, Елена Камбурова, Михаил Боярский и др. С 1987 года — член Союза композиторов. Градский - автор музыки более чем к 40 художественным фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов. Выпустил более 15 долгоиграющих дисков, автор нескольких рок-опер и рок-балетов, множества песен. В 1988 году исполнил партию Звездочёта в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» в спектакле Большого театра (дирижёр — Евгений Светланов). В 2009 году Александр Градский выпустил рок-мюзикл «Мастер и Маргарита».
 
 
 

Текст: ChelMami
Метки

Читайте так же

Как подготовиться и как встречать 2023 год?

Встреча Нового года – важный ритуал. Как встречать 2023 год, Черного водяного кролика? Как провести его «правильно», чтобы остались только хорошие впечатления? В преддверии года Кролика будем следовать кроличьим принципам. Рассказываем, как.

Продумываем образ на новогоднюю ночь – вместе с «Галамартом»

Любой женщине хочется выглядеть безупречно на праздничной вечеринке: все мы знаем, что умелый макияж способен подчеркнуть достоинства, скрыть недостатки и в целом придать уверенности в себе. Встречать Новый 2023 год, символом которого является кролик, лучше всего в неброских спокойных цветах, без вычурности и эксцентричности: считается, что кролику по нраву естественность. Это касается и макияжа: умеренность и элегантность – то, что нам нужно!

Всех новорожденных в России с 2023 года будут обследовать на 36 врожденных заболеваний

Правительство РФ запускает программу расширенного неонатального скрининга. С 2023 года он будет проводиться по всей стране, изменения утверждены председателем правительства Михаилом Мишустиным.

Комментарии (0)