Народные игры коренных жителей Среднего Урала

Народные игры коренных жителей Среднего Урала


Основными средствами физического воспитания у коренных народов Среднего Урала являются исторически сложившиеся народные игры и состязания. Широкой популярностью среди этих народов пользуются метание и толкание различных предметов, гонки на охотничьих лыжах, оленьих упряжках, поднятие и перенос тяжестей, перетягивание палки, метание аркана, прыжки в высоту и длину, через нарты.
 
Очаг (Рат хар)
 
Значение игры: игра способствует развитию подвижности кисти, точности движений; воспитанию самостоятельности, инициативности, настойчивости; обучению навыкам ведения домашнего хозяйства.
 
Игра проводится в летнее время, на природе.
 
Участники: 2-3 человека.
 
Инвентарь: палочки, веточки, шишки, песок.
 
Правила игры: Каждая девочка изготавливает и устанавливает рогатки для своего «костра», перекладину из веточек. «Котел» или «чайник» делает из сосновых шишек, дужку для «котла» – из тонкой веточки рябины, березы или багульника. Девочки «варят» в «котле» «мясо», «чай». При приезде «гостей» они изображают, что достают пищу, угощают гостей, накрывают на стол и т.д.
 
Выигрывает та, которую, выбирают гости лучшей хозяйкой.
 
Игра в куклы (Пакилэли Анки–Ати)
 

Значение игры: игра способствует воспитанию самостоятельности, инициативности; обучению навыкам ухода за детьми; ведению домашнего хозяйства.
 
Игра проводится в любое время года.
 
Участники: 2-3 человека.
 
Инвентарь: куклы, природный материал.
 
Куклы детей хантов
 
Правила игры: Каждая девочка делает из коры осины игрушечные люльки, строит дом, внутри дома ставит кровать, на которой укладывает «детей» (кукол) спать, ставит «готовить обед», делает «лепешки» из песка, девочки ходят друг к другу в гости, разыгрывают семейные сценки и т.д.
 
Выигрывает та, девочка которая, лучше всех справиться с ведением домашнего хозяйства.
 
Журавль (Торэх)
 

Значение игры: игра способствует развитию памяти, внимания, логического мышления; воспитанию настойчивости и выдержки.
 
Игра проводится в помещении.
 
Участники: Количество игроков – от двух до шести человек.
 
Инвентарь: деревянные палочки (можно использовать спички, счетные палочки).
 
Правила игры: разложить на ровной поверхности в виде птицы, а именно: голова – три палочки, туловище – две, крылья – по пять палочек с каждой стороны туловища и хвост – четыре палочки. Длина палочек 5–8 см, диаметр 3–5 мм.
 
Все играющие садятся спиной к водящему, которого выбирают по желанию или считалке. Водящий убирает из «головы» журавля одну палочку и задает вопрос первому игроку: «Сколько палочек в голове? » («Охнэ муким юх?»). Тот, сидя спиной к «птице», должен ответить, сколько палочек осталось, а именно: «Две». Далее убирается постоянно по одной палочке, и вопросы задаются в такой последовательности: «Сколько в «крыле» палочек? » («Пайлаунэ мукким юх?»). Ответ: «Четыре». «Сколько в «ноге» палочек?» («Курнэ мукким юх?»). Ответ: «Две». «Сколько в «хвосте» палочек?» («Лэхнэ мукким юх?»). Ответ: «Три». «Сколько в «ноге» палочек? («Курнэ мукким юх?»). Ответ: «Две». «Сколько в «крыле» палочек?» («Пайлаунэ мукким юх?»). Ответ: «Три». «Сколько в «голове» палочек?» («Охнэ мукким юх?»). Ответ: «Одна», и так далее снова по порядку.
 
Игра продолжается до тех пор, пока игрок не ошибется в ответе на вопрос. После этого водящий подсчитывает, сколько палочек собрал игрок в ходе игры, количество запоминается, а палочки вновь раскладываются в виде птицы, и игру начинает следующий участник. Если игрок повторно приступает к игре, не закончив ее, он начинает отгадывать с той позиции, в которой ранее допустил ошибку. Победителем становится игрок, набравший большее количество палочек и раньше закончивший игру.
 
Игру в зависимости от возраста участвующих можно упрощать или усложнять, соответственно уменьшая или увеличивая количество палочек в каждой части тела “птицы”.
 
Бег по-медвежьи (Пупи нэвер)
 

Значение игры: игра способствует развитию силы ног, рук, ловкости, быстроты, координации движений; воспитанию настойчивости.
 
Игра проводится в любое время года.
  
Участники: В игре принимают участие только мальчики, но также могут принимать участие и девочки.
 
Правила игры Дистанция бега выбирается произвольно и обговаривается между участниками до начала игры. Перед игрой в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша.
 
I – вариант.
 

Все участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение: стоя на четвереньках. По команде судьи (голосом) начинается «бег по-медвежьи» который выполняется так: оттолкнувшись двумя руками, игроки подтягивают ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становился участник, «пробежавший» таким образом к финишу первым.
 
II – вариант.
 

Другой вариант игры, когда дистанция не ограничивается. Побеждает тот игрок, который «по–медвежьи» пробегает расстояние больше остальных участников.
 
Прятки (Канях янтэх)
 

Значение игры: игра способствует развитию быстроты, ловкости, воспитанию находчивости. Сообразительности, смекалки, решительности; закалке организма.
 
I – вариант.
 

Игра проводится зимой на снегу.
 
Участники: Участвуют в игре девочки и мальчики. Количество игроков не ограничено. Перед игрой участники проделывают под большими сугробами ходы в разных направлениях с выходами наружу и определяют недалеко от этих ходов место водящего, например у дерева, камня и т.д. По желанию или по договоренности, иногда по жребию выбирается водящий, который занимает отведенное ему место, повернувшись спиной к играющим.
 
Правила игры: Все участники игры разбегаются и прячутся в снеговых ходах. После предупреждающего сигнала голосом водящего, он идет искать, водящий начинает искать спрятавшихся игроков. Обнаружив кого-либо, водящий осаливает (пятнает, ляпает), и после этого оба, кратчайшим путем, используя любые снежные лабиринты и выходы, стараются как можно быстрее добежать до места, где первоначально стоял водящий (дерево, камень и т.д.) и коснуться его рукой. Так игра продолжается до тех пор, пока водящий не обнаружит и не осалит всех игроков. Победителями становятся игроки, сумевшие опередить водящего и первыми коснуться рукой предмета, у которого он ранее стоял. Последний проигравший водящему игрок становится новым водящим, и игра продолжается дальше. Водящему разрешается осалить сразу несколько игроков.
 
II – вариант.
 
Прятки (Мант Кэча)
 

Игра проводится в любое время года на улице или в помещении.
 
Участники: Количество игроков от трех до шести - восьми человек. Перед игрой с помощью считалки выбирают водящего, который отворачивается лицом к стене. После предупреждающего сигнала голосом, он идет искать спрятавшихся игроков, которые прячутся на заранее ограниченной площадке. Задача водящего – найти всех игроков.
 
Медведь и ягодники (Пупи панэ воньтье ях)
 

Значение игры: игра способствуют развитию быстроты реакции, ловкости; воспитанию смелости и решительности.
 
Игра проводится в любое время года. В игре участвуют мальчики и девочки. Она обычно проводиться на ровной площадке, прямоугольной формы. Ее длина равна 15 м, ширина 7–10 м. В центре проводится линия, разделяющая площадку на две половины.
 
Правила игры: Игра проводится в любое время года на песке. Для игры чертят игровую площадку песчаном берегу реки, на одной половине площадки сидит «медведь» – водящий, которого выбрали (с помощью считалки) в начале игры. Дети – «ягодники» заходят на половину «медведя» и имитируют сбор ягод (на площадке можно разложить мячики, шишки, любой мелкий инвентарь). «Медведь» неожиданно вскакивает и старается схватить кого-либо из игроков – «ягодников», которые пытаются увернуться от него и убежать за среднюю линию на свою половину площадки. Если водящему удается поймать кого-либо из игроков – «ягодников», то этот игрок становиться “медведем”- водящим, а водящий становится ягодником. Если же водящему не удается поймать никого из игроков, то он снова садится на свое место (на своей половине площадки), а игроки подходят к нему и начинают «собирать ягоды», и игра продолжается вновь.
 
Болотная женщина (Нерэм Ими)
 
Значение игры: игра способствует развитию ловкости, быстроты, смекалки; воспитанию смелости и решительности.
 
Игра проводится в любое время года на улице или в помещении.
 
Участники: Раньше в этой игре принимали участие только девочки, мы предлагаем, и принять участие в игре, как девочкам, так и мальчикам. Количество игроков произвольное.
 
Правила игры: По желанию или считалке выбирается водящий – «Болотная женщина». Ей (ему) завязывают глаза платком, затем поворачивают несколько раз вокруг себя. После этого все игроки разбегаются в разные стороны. Водящий ходит по площадке или и старается схватить кого-либо из игроков, которые убегают и ловко увертываются от нее. Игроки могут и обманывать водящего, подставляя вместо себя свою одежду или другие предметы. Если игрок был пойман «Болотной женщиной», то в этом случае он становился водящим. В конце игры определяются наиболее ловкие игроки, как среди водящих, так и среди тех, кто не был пойман «Болотной женщиной».
 
Игры с прыжками.
 

Скачки на одной ноге (Эй кур нэвэ)
 

Значение игры: игра способствует развитию прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости; воспитанию смелости, выдержки.
 
Игра проводится в любое время года на мягком грунте. Количество участников не ограничивается. Дистанция для прыжков выбирается произвольной и зависит от возраста детей; о ней договариваются до начала игры.
 
Правила игры: скачки (прыжки) до конца дистанции выполняются только на одной ноге (смена ног во время прыжков запрещается). Перед игрой участники проводят стартовую линию, от которой начинают скакать, а в конце дистанции – линию финиша, на которой определяется победитель. Иногда линию старта и финиша заменяет какой-либо предмет, до которого выполняются скачки. Все участники становятся перед линией старта, принимают исходное положение: стоя на одной ноге. По команде судьи или кого-либо из участников игроки начинают скакать, стараясь преодолеть условленное расстояние. Тот, кому удается сделать это первым, и становится победителем.
 
Прыжки на двух ногах

 
Значение игры: игра способствует развитию прыгучести, силы ног, спины, быстроты, ловкости; воспитанию смелости и выдержки.
 
Игра проводится в любое время года на мягком грунте. Количество участников не ограничивается. Дистанция для прыжков выбирается произвольной и зависит от возраста детей; о ней договариваются до начала игры.
 
Правила игры: Перед игрой участники проводят стартовую линию, от которой начинают скакать, а в конце дистанции – линию финиша, на которой определяется победитель. Иногда линию старта и финиша заменяет какой-либо предмет, до которого выполняются скачки. Все участники становятся перед линией старта, принимают исходное положение: узкая стойка ноги, врозь (стоя, ноги на ширине плеч). По команде судьи или кого-либо из участников игроки начинают прыжки, отталкиваясь двумя ногами приземляясь на две ноги. Игрок, который достигнет финиша таким способом первым, становится победителем.
 
Игры с метанием.
 

Броски палки вверх
 

Значение игры: игра способствует развитию силы рук, плечевого пояса, ловкости; воспитанию настойчивости.
 
Игра проводится в лесу на поляне в любое время года.
 
Участники: количество не ограничено.
 
Инвентарь: у каждого участника своя палка длиной 60 см, диаметром 5 см. Перед началом игры, игроки заранее обговаривают количество бросков каждым участником.
 
Правила игры: Бросающий становится на небольшом расстоянии от дерева, высота которого может быть произвольной и зависит от возраста детей от 1 -2 м, до 4–6 м и выше, и после небольшого замаха старается перебросить палку через дерево. Тот, кому из игроков удалось это сделать, и становится победителем. Если победителями стали сразу несколько игроков, то они в этом случае выбирают другое дерево, (повыше), и заново играют, выявляя сильнейшего между собой.
 
Игра с диском (Корки мэнру санрам)
 

Значение игры: игра способствует развитию силы рук, плечевого пояса, подвижности кисти, ловкости; воспитанию упорства и настойчивости.
 
Игра проводится в любое время на улице.
 
Участники: Количество произвольное.
 
Инвентарь: Диски диаметром от 16 до 30 см, толщиной 1,5–2 см.
 
Правила игры: Перед игрой расчищают площадку шириной 2 м, длиной 10–15 м, а также проводят линию на земле, от которой в дальнейшем производятся броски.
 
Игрок встает перед чертой и поочередно бросает диск так, чтобы он прокатился вперед как можно дальше. На месте падения диска делается отметка. Побеждает тот игрок, чей диск укатился дальше.
 
Игра с кольцами (Кусан юх)
 

Значение игры: игра способствует развитию глазомера, точности броска, ловкости; воспитанию выдержки и настойчивости.
 
Игра проводится на поляне любое время года.
 
Участники: 6 -8 человек.
 
Инвентарь: 5-6 колец диаметром 15 см, толщиной 1 см (ветки тальника), палка (кол) длиной 90см, толщиной 2-3 см (ветки сухостоя).
 
Правила игры: Для каждого участника игры вбивается кол на расстоянии 2-3 м от линии броска.
 
Игроки становятся у линии напротив своих кольев, держат в руке все кольца. По условному сигналу все игроки стараются по одному кольцу набросить на колья. Тот, кто набросит на свой кол больше колец, становится победителем и считается самым метким и ловким игроком.
 
Игра с мячом (Пуксэл)
 

Значение игры: игра способствует развитию силы рук, плечевого пояса, ловкости; воспитанию настойчивости, выдержки.
 
Игра проводится в любое время года на площадке и в помещении.
 
Участники: Количество не ограничено.
 
Инвентарь: мяч, сплетенный из корней кедра,10 – 15 см , у него небольшой хвостик 15 – 20 см (изготовлен из любого материала).
 
Правила игры: Игроки метают мяч по очереди с одного и того же места (от линии или от палки, камня). Метающий берет мяч за хвостик рукой и с замаха старается бросить его вперед-вверх как можно дальше. Место падения мяча отмечается палочкой или камешком, и каждый игрок запоминает свою отметку. Тот, у кого мяч пролетит большее расстояние, и становится победителем.
 
Игра в мяч
 

Значение игры: игра способствует развитию силы рук, плечевого пояса, быстроты реакции, глазомера; воспитанию смелости, настойчивости и решительности.
 
Игра проводится на ровных площадках.
 
Участники: Количество игроков не ограничено.
 
Инвентарь: Мяч из оленьей кожи, набитый тряпками, диаметр от 10 – до 15 см. (можно заменить современным инвентарем).
 
Правила игры: В начале игры чертят круг диаметром 20 м, затем по желанию или по договоренности между собой игроки выбирают двух водящих. Все игроки располагаются внутри круга, а два водящих ходят за кругом, пряча мяч под одеждой. Водящие ходят за кругом и стараются неожиданным броском попасть в кого-либо из игроков в кругу. Если им удается это сделать, то игрок, в которого попали мячом, выходит за круг. Та пара, водящих; которая, быстрее выбьет всех игроков из круга, и становиться победителем.
 
Поиграем в ямки (Вонкь сохит ентэхли)
 

Значение игры: игра способствует развитию меткости, быстроты, реакции, ловкости; воспитанию смелости и настойчивости.
 
Игра проводится в любое время года, на ровных площадках.
 
Участники: количество не более 10 человек.
 
Инвентарь: мяч изготовлен из березового нароста (гриба), диаметр примерно 6–7 см. (можно заменить современным инвентарем).
 
Правила игры: Перед игрой в песке или в снегу пяткой или палкой каждый играющий делает небольшую лунку глубиной 3–4 см, чтобы катящийся мяч мог в ней остановиться. Лунки располагаются в один ряд, количество их зависит от числа играющих, расстояние между лунками равно примерно 5–6 см, и между собой они соединяются желобком, глубина которого примерно 1 см.
 
Все игроки встают рядом со своими лунками. Любой игрок по желанию становится галящим (водящим). Он берет мяч в руку и посылает его броском строго по лункам так, чтобы мяч мог остановиться в одной из них. Когда мяч окажется в лунке, все игроки разбегаются в стороны от лунки по игровой площадке. Хозяин же лунки, в которой оказался мяч, быстро его хватает и старается попасть им в кого-либо из убегающих игроков. Игрок, в которого попали мячом, подбирает его быстро и возвращается к своей лунке и от нее старается попасть мячом в кого-либо из игроков. В том случае, если бросок окажется неудачным, бросавший кладет в свою лунку небольшую палочку, которая не мешает заново прокатиться мячу, а все игроки возвращаются к своим лункам, и игра начинается вновь. Если в лунке одного из игроков набирается четыре палочки, к нему подходят остальные игроки и несильно хлопают ладонями по плечу, произнося при этом: «Коша питан кош муват вали явтын». Затем кто-нибудь из игроков кладет мяч этому игроку в подол рубахи (одежды), и все игроки разбегаются в стороны. После этого игра возобновляется. Лучшим признается игрок, в лунке которого не окажется палочек или их будет меньше, чем у остальных. Запрещается выбегать за пределы игровой площадки и хватать мяч раньше, чем он попадет в лунку.
 
Метание шишек (Пэв юхант)
 

Значение игры: игра способствует развитию подвижности и гибкости плечевого пояса, ловкости; воспитанию настойчивости и выдержки.
 
Игра проводится весной и летом на улице.
 
Участники: от двух до пяти человек.
 
Инвентарь: прутик из черемухи или тальника длиной 60–80 см, диаметр 1–2 см, один ее конец заострен, шишки сложенные в кучку у линии броска.
 
Правила игры: Игрок становится у линии, где находятся шишки и палочка. Втыкая палочку в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) старается бросить шишку как можно дальше. Место падения определяет (отмечает) судья. Победителем становится тот, кто сумеет бросить шишку дальше всех. Броски выполняются поочередно.
 
Игра с палочкой (Тюркэмлэли)
 

Значение игры: игра способствует развитию ловкости, точности движения, глазомера; воспитанию настойчивости, целеустремленности.
 
I – вариант.
 

Игра проводится летом на поляне (площадке).
 
Участники: Количество играющих не ограничено.
 
Инвентарь: Палочка из любого дерева длиной 45–50 см, диаметром 2,5–3 см. Концы палочки заострены с двух сторон.
 
Правила игры: Игрок берет палочку за один конец тремя пальцами и подбрасывает ее вверх как можно выше, приговаривая при этом заклинание: «Тюркемо! Тяк! Тяк! Тяк!». Палочка должна воткнуться в землю строго вертикально. Если она воткнется наклонно, попытка не засчитывается. Каждый игрок подбрасывает палочку по одному разу. Лучшим признается игрок, у которого палочка втыкается в землю вертикально или близко к вертикали под большим углом.
 
Сауко
 
II – вариант.
 
Правила игры: В этой игре все играющие встают в круг и по очереди бросают палочки вверх. Если при этом палочка втыкается вертикально, игрок, ее метавший, выходит из круга.
 
Деревянные рога (Юх онэт)
 

Значение игры: игра способствует развитию силы рук, ловкости, глазомера; воспитанию самостоятельности, настойчивости.
 
Игра проводится в любое время на лесных полянках, на открытых площадках, в спортивном зале.
 
Участники: Количество игроков не ограничивается.
 
Инвентарь: Срубленные ветки сосны, напоминающие рога оленя (стойки), они расставлены в ряд на расстоянии 50–70 см друг от друга. Аркан (кольца).
 
Правила игры: Игроки с арканами (вели катэлтэ нюр) в руках располагаются напротив ряда «рогов» оленя в линию на расстоянии примерно 7–10 м. Затем они поочередно бросают аркан, (кольца) стараясь попасть петлей на каждую ветку «рога». Игрок делает столько бросков, сколько установлено «рогов» (веток). Побеждает тот, кто заарканит их большее количество.
 
Игра кольцом (Корки ёмюни)
 

Значение игры: игра способствует развитию силы кисти рук, плечевого пояса, ловкости и реакции; воспитанию решительности, выдержки, настойчивости.
 
Игра проводится в любое время года, на улице, в помещении.
 
Участники: Количество игроков не ограничивается, но игра носит командный характер и поэтому численный состав каждой команды должен быть одинаковым.
 
Инвентарь: кольцо диаметром примерно 80–100 см, которое изготовлено из ветки черемухи, толщина примерно 1–2 см, палка длиной 120–140 см и толщиной 2,5–3 см.
 
Правила игры: Команды располагаются на расстоянии 20–25 м друг от друга. Игра начинается следующим образом: игрок одной из команд берет кольцо в руку и, замахнувшись назад, бросает его в сторону соперников так, чтобы оно покатилось с большой скоростью и как можно дальше. Игроки противоположной команды, в сторону которой было брошено кольцо, старается поймать его на палку. Если им удастся это сделать, они остаются на своем месте и бросают его обратно таким же образом. В том случае, если им не удается поймать кольцо, и оно прокатится мимо них, они отступают назад, на место его падения, а бросавшая команда продвигается вперед на такое же расстояние. Побеждает команда, наиболее удачно поймавшая кольца, а также, которая заставила своего соперника отступить назад от своей линии как можно дальше.
 
Броски копья (Ланьт ылпия такта)
 

Значение игры: игра способствует развитию силы рук, плечевого пояса, ловкости, реакции, координации движений; воспитанию смелости и решительности; дает представление о знаниях и навыках необходимых охотнику.
 
Игра проводится в любое время года.
 
Участники: Количество игроков – произвольное.
 
Инвентарь: Палка длиной 120–130 см, толщиной 2 см, один из ее концов заостряется, («копье», изготовленное из осины). Размеры палки-копья могут быть и меньше – с учетом возраста и подготовленности участников. Палка, должна иметь гладкую поверхность.
 
Правила игры: На земле проводят линию, от которой все участники игры выполняют броски по очереди. Бросок выполняют так: игрок берет палку за ее середину хватом сверху, рука при этом опущена вниз, выполняя, замах назад и затем с силой посылает палку вперед так, чтобы она, упала плашмя на землю, Тот, кто бросит «копье» дальше, становится победителем.
 
Ловля хорея (Сув ёвлмиты)
 

Значение игры: игра способствует развитию меткости, глазомера, силы рук, плечевого пояса, ловкости. Воспитанию настойчивости и выдержки (обучению знаниям и навыкам, необходимым оленеводу, промысловику).
 
Игра проводится в любое время года.
 
Участники: Количество участников не ограничено.
 
Инвентарь: хорей (шест для управления оленьей упряжкой), длиной 3 м, тынзян (аркан) длиной до 20 м, ( можно заменить современным инвентарем).
 
Правила игры: На расстоянии 10 м от хорея проводят линию, от которой игроки выполняют броски. У каждого из игроков в руках тынзян (аркан), сплетенный из оленьей кожи.
 
Игроки поочередно подходят к линии и выполняют броски, стараясь набросить петлю тынзяна на хорей (шест для управления оленьей упряжкой). Если бросок будет удачным, игрок подходит к хорею и снимает петлю, сматывая тынзян в два мотка. В случае промаха игрок просто сматывает тынзян, подтягивая его к себе. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков первым не наберет десять попаданий – он и становится победителем.
 
Достань кольцо (Локят ухалан вулув)
 

Значение упражнения: упражнение способствует развитию силы рук, гибкости позвоночника, ловкости; воспитанию настойчивости и смелости.

I – вариант.

Игра проводится в помещении.
 
Участники: количество участников не ограничено.
 
Инвентарь: Кольцо (можно заменить на любой предмет).
 
Правила игры: Кольцо кладут на пол в метре от нар (скамейки). Игрок занимает исходное положение, стоя на нарах (стоя на скамейке), которые обычно располагаются возле стен юрты (дома). Высота нар равна 40–50 см. Из этого положения игрок, наклоняется вперед и, переставляя руки (которыми он упирается в пол), пытается дотянуться до кольца, взять его губами и возвратиться в исходное положение таким же образом, при этом, не отрывая ног от нар(скамейки).
 
Достань кольцо (Локят ухалан вулув)

 
Значение упражнения: упражнение способствует развитию силы рук, плечевого пояса, ног, ловкости; воспитанию смелости и выдержки.
 
II – вариант.
 
Вторая игра напоминает первое, но у игроков в руках два бруска (из березы или кедра) длиной 10–15 см, диаметром 3 см.
 
Правила игры: Из исходного положения, стоя на нарах (стоя на скамейке) игрок наклоняется вперед и упирается брусками в пол, затем, переставляя бруски, он переходит в положение упора лежа. Из этого положения ему нужно вернуться в исходное положение, не отрывая ног от нар (скамейке).
 
Интеллектуальные игры
 

Журавль (Торэх)
 

Значение игры: игра способствует развитию памяти, внимания, логического мышления; воспитанию настойчивости и выдержки.
 
Игра проводится в помещении.
 
Участники: Количество игроков – от двух до шести человек.
 
Инвентарь: деревянные палочки (можно использовать спички, счетные палочки).
 
Правила игры: разложить на ровной поверхности в виде птицы, а именно: голова – три палочки, туловище – две, крылья – по пять палочек с каждой стороны туловища и хвост – четыре палочки. Длина палочек 5–8 см, диаметр 3–5 мм.
 
Все играющие садятся спиной к водящему, которого выбирают по желанию или считалке. Водящий убирает из «головы» журавля одну палочку и задает вопрос первому игроку: «Сколько палочек в голове? » («Охнэ муким юх?»). Тот, сидя спиной к «птице», должен ответить, сколько палочек осталось, а именно: «Две». Далее убирается постоянно по одной палочке, и вопросы задаются в такой последовательности: «Сколько в «крыле» палочек? » («Пайлаунэ мукким юх?»). Ответ: «Четыре». «Сколько в «ноге» палочек?» («Курнэ мукким юх?»). Ответ: «Две». «Сколько в «хвосте» палочек?» («Лэхнэ мукким юх?»). Ответ: «Три». «Сколько в «ноге» палочек? («Курнэ мукким юх?»). Ответ: «Две». «Сколько в «крыле» палочек?» («Пайлаунэ мукким юх?»). Ответ: «Три». «Сколько в «голове» палочек?» («Охнэ мукким юх?»). Ответ: «Одна», и так далее снова по порядку.
 
Игра продолжается до тех пор, пока игрок не ошибется в ответе на вопрос. После этого водящий подсчитывает, сколько палочек собрал игрок в ходе игры, количество запоминается, а палочки вновь раскладываются в виде птицы, и игру начинает следующий участник. Если игрок повторно приступает к игре, не закончив ее, он начинает отгадывать с той позиции, в которой ранее допустил ошибку. Победителем становится игрок, набравший большее количество палочек и раньше закончивший игру.
 
Игру в зависимости от возраста участвующих можно упрощать или усложнять, соответственно уменьшая или увеличивая количество палочек в каждой части тела “птицы”.
 
Палочный дом (Сел хот)
 

Значение игры: игра способствует развитию подвижности кисти, ловкости, точности движений; воспитанию самостоятельности и выдержки.
 
Игра проводится в помещении.
 
Участники: Количество произвольное.
 
Инвентарь: четырехгранные палочки длиной 10–15 см, со стороной 0,5 см.
 
Правила игры: Из этих палочек дети складывают домик с четырьмя сторонами. Тот, у кого он получится ровным и красивым, является победителем.
 
Кто из нас быстрее? (Мада у тэв пасты?)
 

Значение игры: игра способствует развитию быстроты, ловкости, силы ног. Воспитанию настойчивости, выдержки, смелости, решительности, коллективизма.
 
Игра проводится в любое время года, на открытой площадке, в помещении.
 
Участники: Количество участников не ограничено.
 
Инвентарь: две палочки из тальника длиной 50 см, диаметром 1–2 см. (эстафетная палочка, флажки).
 
Правила игры: В начале игры проводится линия старта на песке (земле) и в 50 м от нее кладется камень (чертится линия, ставится стойка). Игроки делятся на две команды так, чтобы в каждой команде было равное количество игроков. Затем они строятся в две колонны на расстоянии одного метра друг от друга, одна колонна параллельно другой.
 
Первые игроки стоят у стартовой линии и держат в руках палочки.
 
По команде судьи первая пара игроков бежит с палочкой к камню (к стойке), обегает его (ее) и возвращается назад, передает палочку следующему участнику своей команды. Таким же образом задание выполняют следующие участники и т.д. Игрок, выполнивший задание, становится в конец своей колонны. Как только последний игрок преодолевает дистанцию и передает палочку первому игроку, тот должен поднять палочку вверх, чтобы судья увидел, что команда закончила игру. Команда, которая быстрее выполнила задание, становится победителем в этой игре.
 
Догонялки (Пэнкинат)
 

Значение игры: игра способствует развитию быстроты, ловкости, силы ног; воспитанию смелости и решительности.
 
Игра проводится в любое время года на улице, в помещении.
 
Участники: Количество игроков не ограничивается.
 
Правила игры: Перед игрой устанавливаются границы площадки (ее границы).
 
С помощью считалки “Тьэкэли–пукэли. Талу пева. Вотэнкэси. Кутэнкэси. Тетярина–мутярина. Телан–Тюк!” выбирают водящего, он должен догнать любого из участников игры и коснуться его рукой. Игроки стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границ игровой площадки. Если водящий догнал и коснулся рукой игрока, то этот участник становится водящим, а бывший водящий – полевым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.
 
Оленья упряжка (Вэли кёр)
 

Значение игры: игра способствует развитию быстроты, ловкости, силы мышц ног, плечевого пояса и спины; воспитанию смелости, решительности и настойчивости.
 
Игра проводится в любое время года на улице.
 
Участники: количество шесть–восемь человек.
 
Инвентарь: отбирают наиболее ветвистые сучья деревьев (похожие на оленьи рога).
 
Правила игры: каждый игрок кладет перед, собой на стартовую линию ветки, «оленьи рога». Дистанция 200–300 м от линии до финиша. Финишем также могут служить дерево или камень.
 
По команде судьи все участники берут свои ветки «оленьи рога», поднимают их над головой и бегут так до финиша. Побеждает тот игрок, который прибегает первым и во время бега красиво держит «оленьи рога», над собой.
 
Игры, направленные на развитие прыгучести.
 

Прыжки в высоту (Неверты охрнам)
 

Значение игры: игра способствует развитию прыгучести, силы ног, координации движений; воспитанию смелости, решительности и настойчивости.
 
Игра проводится в любое время на улице, на ровной площадке.
 
Участники: Количество произвольное.
 
Инвентарь: Палка длиной примерно 1,5–2 м., веревка.

Правила игры: I – вариант.
 

Для прыжков специально подготавливают место, затем втыкают или вбивают в землю палку, привязывают к ней веревку, другой конец которой держит судья или кто-то из помощников. Веревку первоначально привязывают на доступную высоту для ее преодоления всеми участниками игры. Игроки заранее договариваются, на какую высоту они будут поднимать веревку (высоту веревки определяет судья, учитывая возраст и подготовку участников игры) после каждой попытки.
 
Один из участников (очередной) подходит к веревке, становится напротив нее, слегка приседает и затем, разогнув ноги в коленях с одновременным взмахом двумя руками вверх, перепрыгивает через веревку. Если игрок задевает веревку какой-либо частью тела, то он выбывает из игры. После того, как игроки выполнят по одной попытке на определенной высоте, судья поднимает веревку выше, и состязания в прыжках продолжаются. Победителем становится тот игрок, которому удалось преодолеть большую высоту, чем другим участникам игры.
 
II – вариант.
 
В другом варианте игры игроки перепрыгивают через веревку с разбега (примерно с 10–15 м), отталкиваясь при этом обязательно двумя ногами.

Прыжки в длину с места (Неверты)

Значение игры: игра способствует развитию прыгучести, силы ног, ловкости, координации движений. Воспитанию настойчивости, смелости, решительности.
 
Игра проводится в любое время года на мягком грунте.
 
Участники: Количество игроков – произвольное.
 
Правила игры: В начале игры ведущий устанавливает количество попыток – 2, 3, 5. В зачет идет только одна лучшая попытка. Прыжок или серию попыток игроки выполняют по очереди.
 
На земле (снегу) проводят стартовую линию, от которой совершаются прыжки. Участник становится перед этой линией, не заступая за нее, принимает исходное положение (стоя на двух ногах, ступни ног при этом должны быть вместе). После этого он слегка сгибает ноги в коленях, как бы приседая, при этом делает взмах руками назад, отталкивается и совершает прыжок вперед, приземляясь на сомкнутые ступни ног. Длина прыжка замеряется по пяткам. Победителем становится тот игрок, который прыгнул дальше всех. Если прыгун во время приземления не сможет одновременно коснуться земли двумя сомкнутыми ногами (ступнями), сдвигает их при приземлении или падает, то прыжок не засчитывается.
 
Прыжки через нарты (Ликэрьэтлоки–рюхли)

Значение игры: игра способствует развитию прыгучести, силы ног, туловища, ловкости, координации движений. Воспитанию смелости, настойчивости.

При проведении данной игры необходимо учитывать возраст и подготовленность участников.
 
Игра проводится в любое время года.
 
Участники: Количество игроков не ограничено.
 
Инвентарь: нарты длиной 2,5 м, шириной 1–1,5 м, высотой 50–60 см. (любой предмет заменяющий нарты).
 
I – вариант.
 

Правила игры:
 
Один из игроков встает лицом к нартам (в непосредственной близости от них) и, оттолкнувшись двумя ногами с одновременным взмахом двумя руками вверх, перепрыгивает через нарты. Затем после приземления на две ноги одновременно он без задержки поворачивается прыжком на 180° и перепрыгивает через нарты обратно и т.д. Тот, кто больше совершит прыжков, не нарушая правил, становится победителем.
 
II – вариант. Эхалэлты наварты
 

Состязание в прыжках проходит сразу через 5–7 нарт (препятствий), которые расставляются на расстоянии 60 см друг от друга. По правилам соревнований, задерживаться при приземлении нельзя, как нельзя, и касаться нарт какой–либо частью тела.
 
Заячьи следы (Чэвер лэк)
 

Значение игры: игра способствует развитию прыгучести, силы ног, туловища, ловкости, координации движений; воспитанию смелости, настойчивости.
 
Игра проводится в любое время года.
 
Участники: Количество – произвольное.
 
I – вариант.
 

Правила игры:
 
Дистанцию для прыжков определяет судья, ведущий. Перед игрой на снегу или земле (полу) делают отметки, обозначающие «следы зайца», расстояние между которыми устанавливается в зависимости от пола, возраста играющих, их физической подготовленности.
 
Один из игроков становится в первый «след зайца», т.е. принимает исходное положение (стоя, ноги врозь), отталкивается двумя ногами, стараясь при этом точно приземлиться в следующий «след», но уже на одну ногу. Далее, отталкивается этой ногой, приземляется на две ноги в следующий «след» и т.д. Таким способом и в таком порядке приземления игрок должен выполнить все расстояние, стараясь точно попасть в «след зайца». После того, как первый участник преодолевает всю дистанцию, в игру вступает следующий игрок. Победителем становится тот, кто точнее всех прыгает по «следам зайца».
 
II – вариант.
 
Часто игра усложняется и продолжается, дальше – увеличивается расстояние между «следами». Изменяется их направление (таким образом «следы зайца» запутываются) и т.д. Расположение «следов» зависит от фантазии участников игры.
 
Подражательная игра

 
Игра с палочками (Сохэл юх)
 

Значение игры: игра способствует развитию подвижности пальцев и кисти, ловкости, смекалки; воспитанию настойчивости и выдержки.
 
Игра проводится в помещении.
 
Участники: Количество не ограничено.
 
Инвентарь: 20 палочек круглой формы длиной 15 см, диаметром 0,5 см, ( изготовлены из сосны, березы, кедра или другого материала).
 
Правила игры: Игрок берет 20 палочек, подбрасывает их вверх и ловит тыльной частью кисти. Пойманные таким образом палочки он подбрасывает заново вверх, не меняя положения кисти, и ловит их уже пальцами. Условие: нужно поймать пальцами нечетное количество палочек (1, 3, 5 и т.д.). Если игрок выполняет условия игры, он откладывает в сторону одну палочку и продолжает игру. В случае неудачи (поймано четное количество палочек), палочки переходят к очередному игроку. Когда у кого-нибудь из игроков остается одна последняя палочка, он должен поймать ее мизинцем и безымянным пальцем. Победителем становится тот игрок, которому удалось первому набрать 20 палочек или собрать их большее количество, чем другим игрокам.
 
Если за первый кон игры победитель не определяется, то в следующем коне каждому игроку засчитывается количество палочек, пойманных ранее.
 
Бег на подволоках (Нимэлна кэсилли)
 

Значение игры: игра способствует совершенствованию выносливости в беге на лыжах; развитию силы ног, ловкости, координации движений; воспитанию выдержки и настойчивости; закалке организма.
 
Игра проводится в зимнее время.
 
Участники: Количество игроков – от пяти до десяти человек.
 
Инвентарь: Охотничьи лыжи (лыжи).
 
Правила игры: Специально выбирается место с глубоким снегом. Длина дистанции – 1–1,5 км.
 
Игроки встают в линию и по команде судьи начинают бег до финишной линии. (дерево, колодец, камень и т.д.). Тот, кто первым прибежит к финишу, становится победителем.
 
Перетягивание палки (Талты юх)
 

Значение состязания: состязание способствует развитию силы рук, спины, ног; воспитанию настойчивости, выдержки.
 
Игра проводится в любое время года: летом – на улице, зимой – в помещении.
 
Участники: Количество игроков не ограничено.
 
Инвентарь: палка (из березы) длиной 50–60 см, диаметром 3–4 см, поверхность палки гладкая.
 
Правила игры: I – вариант.
 

Два игрока садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают равномерно палку. По команде судьи игроки начинают тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдержит и расцепит пальцы, то он считается побежденным. Нельзя сгибать ноги в коленях. Победитель состязается со следующим игроком. Игра продолжается до выявления победителя среди всех участников состязания.
 
II – вариант.
 

Существует еще одни вариант этого состязания, в котором палку перетягивают стоя сразу несколько игроков. Для этого между стоящими игроками проводят черту. Игроки обнимают друг друга за талию и по команде судьи начинают состязание. Цель состязания – перетянуть игрока за черту на свою сторону.
 
Ченчих талты

 
Значение состязания: состязание способствует развитию силы рук, спины, ног; воспитанию настойчивости, выдержки.
 
Состязания в перетягивании веревки.
 
Участники: Количество игроков не ограничивается.
 
Инвентарь: Для игры используют веревочку из оленьих жил длиной 1,5–2 м, толщиной 2–3 см (можно заменить любой веревкой, канатом).
 
Правила игры: Соперники садятся напротив друг друга и упираются ступнями (ноги в коленях прямые). Веревку наматывают на одну руку. По команде судьи соперники стараются перетянуть друг друга.
 
Состязание в силе (Вовх ичалли)
 

Значение состязания: состязание способствует развитию силы рук, плечевого пояса; воспитанию выдержки и настойчивости.
 
Игра проводится в любое время года.
 
Участники: Количество игроков не ограничено.
 
Правила игры: Пара играющих садится напротив друг друга, ставят одну руку на локоть вертикально, кисти рук захватывают в замок. Вторая рука обязательно должна лежать на столе. Ноги игроки ставят параллельно, на всю стопу.
 
Приняв исходное положение, соперники по команде судьи (он дает команду) начинают одновременно вести силовую борьбу руками. Надо усилием руки положить руку соперника на стол, т.е. прижать ее к столу. Во время такой борьбы запрещается отрывать локоть от стола. Если же игрок нарушит это правило, то признается побежденным, даже если соперник не смог прижать его руку к столу, и выбывает из игры. В этом единоборстве побеждает тот игрок, который усилием своей руки прижимает руку противника к столу, не нарушив правил борьбы. На смену проигравшему за стол садится следующий участник и т.д. Победителем среди всех участников становится тот игрок, который таким способом побеждает всех соперников и набирает большее количество побед.
 
Деревянная нога (Юх кур)
 

Значение игры: игра способствует развитию быстроты, силы ног, рук, плечевого пояса, ловкости. Воспитанию смелости, решительности, настойчивости.
 
Участники: от пяти до десяти игроков.
 
Инвентарь: Ходули делают из достаточно толстых веток березы, черемухи длиной до 2 м и толщиной 5–8 см. На расстоянии 50 см от основания жердей (ходулей) оставляют ветки-отростки, для того чтобы, отпилив их, можно упираться в сучки ступнями ног, поверхность очищают от неровностей.
 
Правила игры: Все игроки делятся на две команды, первые игроки в команде становятся на ходули, удерживаясь руками за их верхнюю часть, и располагаются у стартовой линии. По команде судьи или одного из игроков первые игроки команд начинают преодолевать дистанцию как можно быстрей. Та команда, участники которой все задания выполнят, быстрей и будут являться победителем.
 
Выбей чурочку (Лаки чокли)
 

Значение игры: игра способствует развитию точности движений, глазомера, силы рук и плечевого пояса, ловкости; воспитанию выдержки и настойчивости.
 
В эту игру играют в любое время года на ровных площадках. Участники: Количество участников не ограничено, раньше в игре участвовали только мальчики, но мы предлагаем принять участие в игре и девочкам.
 
Инвентарь: Доска длиной 2 м, шириной 15 см и толщиной 3 см; чурочка диаметром примерно 3 см, длиной 6–7 см; чурбачок длиной с ширину доски и диаметром 15–20 см. Для каждого игрока палка длиной 80–100 см и диаметром 3 см (обычно все эти предметы раньше изготавливали из сосны или кедра, тщательно ошкуривались).
 
Правила игры: Доску кладут одним концом на чурбачок и на нее ставят чурочку (чокли). Другой конец доски лежит на земле. Край доски с чурочкой упирается в квадрат, начерченный на земле, площадью 2 х 2 м – так называемый «домик». На расстоянии 3 м от края доски, лежащей на земле, проводят двухметровую линию, называемую «выручалка». Возле нее становится игрок, который в случае, если никто из игроков не смог сбить чурочку, вступает в игру. Основные броски выполняются с линии, параллельной линии «выручалка», но в 3 м от нее.
 
Перед началом игры, поочередно с одного и того же места, игроки бросают палки двумя руками через голову назад. Тот, у кого палка улетела дальше остальных, первым выполняет бросок по чурочке. Игрок, второй по дальности метания палки, становится возле линии «выручалка», а игрок, у которого палка упала ближе всех, становится сбоку в 2–3 м от «домика» и называется галящим. Палку необходимо бросить с основной линии так, чтобы ею можно было выбить чурочку за «домик» и, быстро подняв свою палку, опередив галящего, коснуться ею доски. Галящий должен быстро подобрать чурочку и коснуться ею доски. Если чурочка падает в «домик», игрок, производивший бросок, становится галящим. В том случае, когда игрок, бросивший палку с основной линии, явно не успевает схватить ее после броска, его может выручить игрок с линии «выручалка». Этот игрок бросает палку с линии «выручалка» по чурочке, стараясь сбить ее, и тогда, когда никто из бросавших игроков не может этого сделать. Тот, кто в процессе игры выбивает чурочку за «домик» три раза подряд, становится на линию «выручалка», а игрок с этой линии уходит на линии бросков. В ситуации, когда никто не может попасть в чурочку, галящий берет чурочку, делает три шага к упавшим палкам, плюет в их сторону и становится на место плевка. Затем он бросает чурочку в любую из лежащих палок: если он попадает в одну из них, то хозяин этой палки становится галящим, при промахе – остается галящим бросавший чурочку, а игроки поднимают свои палки, и игра продолжается дальше. Лучшим признается игрок, который точнее выполняет броски и ни разу не водит. (Раньше если галящий играл не в полную силу или уставал (уже не мог бегать), то его укладывали спиной на палки и катали по ним в наказание за плохую игру).
 
Марийские народные игры
 
Катание мяча (Мече дене модмаш)
 

Играющие договариваются, в каком порядке они будут катать валянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3-5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первый наберет условное количество очков.
 
Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать черту, от которой катят мяч.
 
Биляша
 

На площадке чертят две линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком Биляша! бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока - нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетягивает к себе всех игроков другой команды.
 
Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место.
 
Удмуртские народные игры
 

Водяной (Ву мурт)
 
Очерчивают круг — это пруд или озеро, река.
 
Выбирается ведущий — водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: — Водяного нет, а людей-то много. Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
 
Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
 
Серый зайка (Пурысь кечпи)
 

На площадке чертится квадрат (6х6 м) — это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (десять игроков) располагаются полукругом в3 —5 м у противоположной стороны забора. Участвующие в игре говорят: «Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?»
 
На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.
 
Правила игры. Заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.

Догонялки (Тябыкен шудон)
 

Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:
 
Пять бород, шесть бород,
Седьмой — дед с бородой.
 
Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово тябык. Пойманный выходит из игры.
 
Правила игры. Когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.
 
Игра с платочком (Кыштен шудон)
 
Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих. Одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется.
 
Правила игры: Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман, вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.
 

Текст: ChelMami
Метки

Читайте так же

Продумываем образ на новогоднюю ночь – вместе с «Галамартом»

Любой женщине хочется выглядеть безупречно на праздничной вечеринке: все мы знаем, что умелый макияж способен подчеркнуть достоинства, скрыть недостатки и в целом придать уверенности в себе. Встречать Новый 2023 год, символом которого является кролик, лучше всего в неброских спокойных цветах, без вычурности и эксцентричности: считается, что кролику по нраву естественность. Это касается и макияжа: умеренность и элегантность – то, что нам нужно!

Всех новорожденных в России с 2023 года будут обследовать на 36 врожденных заболеваний

Правительство РФ запускает программу расширенного неонатального скрининга. С 2023 года он будет проводиться по всей стране, изменения утверждены председателем правительства Михаилом Мишустиным.

Главную маму Екатеринбурга выбрали в уральской столице

Самые красивые мамы Екатеринбурга получили подарки от «Галамарт» и ЮниLOOK.

Комментарии (0)