Зачем в школе нужен психолог?
Координировать и развивать психологическую службу в России будет специализированный центр. Минобрнауки РФ решил определить, чем конкретно должны заниматься психологи в учебных заведениях. Для этого планируется создать специализированный центр по координации их деятельности.
Поэтому ведомство в России решило создать специальный центр для координации психологической службы в системе образования.
Ранее Российская академия образования подготовила концепцию развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года, которая предполагает разработку моделей психологической помощи школьникам и студентам. Предполагается, что такая служба будет, в частности, оказывать психологическую поддержку и помогать обучающимся в трудных жизненных ситуациях, содействовать профориентации школьников, их позитивной социализации и коррекции агрессивного, суицидального и противоправного поведения.
На данный сомент, чем именно должен заниматься психолог в школе, часто не понимают не только родители, но и сам педагогический коллектив. Каждый школьный психолог сталкивался с ситуацией, когда учитель приводил к нему «непослушного» ученика с ожиданиями, что он в кратчайшие сроки сделает из «хулигана» послушного, спокойного и примерного ученика.
Что же входит в компетенцию школьного психолога:
- диагностика;
- просветительская деятельность (объяснять, что такое психология, зачем нужна, чем конкретно занимаются на уроках психологии);
- рекомендации педагогам касательно формирования учебного процесса, учитывая индивидуальные особенности ребенка или класса в целом; рекомендации ученикам по результатам тестирования или по их индивидуальному запросу;
- консультативная работа по запросу школьников;
- рекомендации родителям; информационная работа — информировать родителей и учителей о психологических особенностях детей разного возраста;
- профориентационная работа — исследование способностей школьников;
- тренинговая работа — групповая работа по раскрытию внутреннего потенциала, саморазвитию, пониманию себя.
Есть много обидных стереотипов о психологах в школе, которые часто формируют сами же учителя. Вот некоторые из них: психологи в школах ничем не заняты; ничего не умеют толкового и полезного; если есть проблемные ученики — это ответственность только психолога; школьными психологами работают только молодые девушки после института, а потом уходят в декрет. Мне очень хочется встать на защиту школьных психологов, которых часто бросают в школу без какой либо поддержки и разъяснения их зоны ответственности. Иногда молодые специалисты не имеют элементарных методик и прочих материалов для работы. Даже личный кабинет есть не у всех и считается скорее роскошью, чем необходимостью.
Кто несет ответственность за психологическое здоровье школьников?
Но давайте вернемся к тем самым проблемным ученикам и разберем, почему не всегда это зона ответственности только школьного психолога. Начнем с того, что поведение ребенка, которое может быть нестабильным, с проявлениями недопустимых социальных форм, часто — более глубинная проблема, чем просто нежелание вести себя спокойно, послушно, правильно. У таких детей бывают сложности в семье, с друзьями, внутренние конфликты. Иногда серьезные неврозы появляются после воздействия на такого ребенка извне. На лечение такого ребенка может потребоваться длительное время, и тогда этим должен заниматься психолог, который прошел специальную подготовку. Школьный психолог такой подготовки может не иметь, и это не входит в его обязанности.
С какими вопросами нужно обращаться к детскому психологу
Родителей часто интересует, почему, имея школьного психолога, надо идти к другому специалисту и платить деньги. Очень радует, когда на приеме родители говорят: «Нас к вам направил школьный психолог». Тогда становится понятно, что человек точно понимает, чем он занимается в школе, и свой уровень ответственности. Бывает, родители сомневаются в уместности своих вопросов. Этого не нужно бояться. Возможно, в процессе общения с психологом у вас возникнут новые вопросы — не менее важные, чем те, которые тревожили вас раньше. Конечно, дети меняются, и запросы родителей, да и самих детей, тоже меняются.
Сейчас очень много родителей обращаются к психологу с такими трудностями:
- компьютерная зависимость;
- ребенок (чаще подросток) ничего не хочет, нет интереса в жизни; плохо учится;
- как ребенку пережить смерть близкого человека; вопросы профориентации;
- сложные взаимоотношения в семье и со сверстниками;
- как ребенку пережить развод родителей;
- энурез/энкопрез; чрезмерная обидчивость ребенка;
- ребенок плохо ест.
Важно сказать, что нет какого-то определенного списка вопросов и сложностей, с которыми можно приходить к психологу. Все индивидуально. Дети разные, и случаи их тоже разные. Бывает, родители хотят скорректировать свои отношения с ребенком. Мы встречаемся, допустим, раз в месяц, обсудить некоторые сложности, и ребенка я даже не вижу при этом. Иногда дети приходят домой и рассказывают родителям, чем занимались у психолога. И часто родителям непонятно, что же такого волшебного делает психолог, что ребенку становится легче.
Читайте так же
Что нужно успеть купить к 1 сентября
Школьные базары предлагают товары на любой вкус и кошелек. Тетради с черепами, портфели со встроенными фонариками и венки из белых роз вместо традиционных бантов – школьные принадлежности не устают удивлять своим креативом. Сколько предстоит потратить денег на все это великолепие?
Как поднять ребенку самооценку
Адекватная самооценка — это то, от чего зависит успешность (и счастливый комфорт, что куда важнее) ребенка в учебе, хобби, общении со сверстниками, одноклассниками, друзьями и родителями.
Зачем нужны крестные родители и какие у них обязанности
Крестные родители необходимы при крещении, совершаемом в храме. Но многие люди не знают, зачем нужны крестные родители, или ошибаются, что вносит недоразумения в процесс крещения.